Немцов против членовозов

Немцов20 лет назад чиновников начали пересаживать на «Волги»

В октябре 1992 года в Нижнем Новгороде произошел интересный эпизод. В город прибыл знаменитый Джордж Сорос, один из богатейших бизнесменов в мире и основатель одноименного фонда. Американец прилетел к нам с ознакомительным визитом: посмотреть на красоты Волги, памятники архитектуры, а заодно увидеть школы и другие образовательные учреждения. В частности, побывал Сорос в экспериментальном театре-студии «Вера» в микрорайоне Мещерское Озеро, после чего пообещал вложить деньги в некие «перспективные нижегородские гуманитарные программы». А губернатор Борис Немцов, являвшийся известным поборником борьбы с привилегиями чиновников, в том числе с персональными автомобилями, приехал в аэропорт встречать Сороса на черном лимузине ГАЗ-14 «Чайка»! На этой же машине долларового миллиардера возили по Нижнему Новгороду.

СОРОСА ВОЗИЛИ ПО НИЖНЕМУ НОВГОРОДУ НА «ЧАЙКЕ» ХОДЫРЕВА

Немцов возил Сороса на бывшей персональной «Чайке» последнего секретаря Горьковского обкома КПСС Геннадия Ходырева. В кремлевском гараже имелась только одна такая машина, причем сам Геннадий Максимович этим громоздким лимузином почти никогда не пользовался, предпочитая обычную «Волгу». Шикарная машина пылилась долгие годы, а перед Соросом Борис Ефимович, видимо, решил попросту выпендриться, подкатив к самолету на символе застойных времен. Прямо как в фильме 1990 года «Не будите спящую собаку», в которой аферисты «разводят» подпольного коммерсанта. Имитируют уголовное дело, а потом обещают «отмазать» за огромную взятку. В одном из эпизодов вымогатель нанимает на время чью-то персональную «Чайку», чтобы на глазах у «клиента» на ней к зданию министерства подъехал фальшивый «министр». Фраза из этого эпизода «С шиком хочет…» как раз подходила к встрече Сороса.

Обкомовская «Чайка» и впоследствии нередко использовалась Немцовым для встреч высоких гостей. Но в основном Борис Ефимович ездил на «Волгах». В советские времена в ходу был анекдот такого содержания.

«Иностранец в СССР видит толпу людей, идущих на переполненную остановку трамвая, и спрашивает: «Это кто такие?» Прохожий ему отвечает:

– Это рабочий класс – народ. Он у нас в стране хозяин жизни!

– А это кто такие едут? – спрашивает иностранец, указывая на группу черных «Волг», мчащихся по улице.

– А это слуги народа…»

И это, в общем-то, было правдой. Если на Западе еще в 30-е годы ХХ века автомобили перестали быть роскошью, став вполне доступным средством передвижения, то в Советском Союзе периода относительно благополучного застоя абсолютное большинство граждан продолжало перемещаться на общественном транспорте. Даже те, кому посчастливилось приобрести «Жигули», «Москвич» или «Запорожец», как правило, ездили на них только на дачу либо по особым случаям. Зато чиновники, то есть те самые «слуги народа», заняв определенный пост, получали пресловутые привилегии, одной из которых был персональный автомобиль с водителем. В простонародье – «членовоз».

Иметь служебное авто, надо заметить, было гораздо выгоднее, чем личное. Для него не нужно было покупать гараж, ремонтировать, беспокоиться о возможном угоне. Бензин тоже заливался за счет государства. В зависимости от негласной табели о рангах каждому номенклатурщику полагался определенный тип автомобиля – от «Волги» до лимузина высшего класса ЗИЛ. На разработку автомобилей представительского класса денег не жалели, на них бросали лучшие конструкторские кадры и наиболее квалифицированных рабочих.

НЕМЦОВ НИ РАЗУ НЕ ВЫЕЗЖАЛ НА СВОИХ «ЖИГУЛЯХ»

В начале 90-х новые чиновники, как и президент Ельцин, в основном катались на советском наследии – машинах, доставшихся от ЦК КПСС, обкомов и райкомов. Однако потом в ход пошли иномарки, сначала бэушные, а позднее и новые. В результате «слуги народа» стали обходиться народу еще дороже, чем при советской власти! Но при Немцове-губернаторе ничего подобного не было и в помине. Ни иномарок, ни милицейских машин с мигалками. Узнать авто главы региона на улице было практически невозможно! Понятно, что в таких условиях и подопечные могли себе позволить максимум «ноль вторую» «Волгу».

«Моя личная машина – «Жигули», шестая модель, – писал Борис Ефимович в своей книге «Провинциал» в 1996 году. – Ни разу не выезжал на ней. Зачем, если у меня есть персональная машина? Дело в том, что у меня есть охрана, я не могу ездить на «Жигулях». Может быть, я продам эту машину и куплю «Волгу».

По свидетельству Андрея Климентьева, губернатор и сам любил порулить персональной «Волгой», особенно во время поездок по районам. Хотя водил он машину довольно плохо…

Летом 1997 года, уже будучи первым вице-премьером правительства, Немцов начал воплощать свои идеи на федеральном уровне. 20 июня в торговом зале ЗАО «Автогарант» на окраине Люберец прошел первый аукцион по продаже чиновничьих лимузинов. На торги были выставлены пять «Ауди», один СААБ и один «Шевроле». Это были машины из автохозяйства управделами президента, купленные в 1994 – 1995 годах. На синем СААБе ранее ездил руководитель аппарата правительства Владимир Бабичев, на «Шевроле» – личный врач премьер-министра Виктора Черномырдина, а на одной из «Ауди» – министр Аман Тулеев. Причем последний сдал иномарку битой, со вмятиной на правом борту и с погнутым задним бампером. «Сквозь тонированные стекла всё же удалось разглядеть, что радиоаппаратура в салоне демонтирована, – писали «Известия». – Оставлены только звуковые колонки. Еще минус к первоначальной стоимости – снятое с правительственных машин специальное оборудование связи, каждый комплект которого оценивается примерно в пять тысяч долларов. <...> Патриотическая идея Бориса Немцова пересадить всех чиновников на отечественные «Волги» наконец-то дождалась своего воплощения в жизнь».

ЕМУ ДОСТАВЛЯЛО УДОВОЛЬСТВиЕ ОБЩАТЬСЯ С НАРОДОМ ИЗ «ВОЛГИ»

Идея Немцова, хотя и была публично поддержана президентом и премьером, не была оформлена виде в какого-то закона или постановления – появился лишь соответствующий президентский указ. Кое-кто наивно полагал, что чиновники попросту не посмеют ослушаться столь высокопоставленных лиц и добровольно откажутся от привычного комфорта. Однако аукционы по продаже чиновничьих иномарок шли вяло, в основном на продажу выставлялись битые либо «убитые» машины – с огромным пробегом и дефектами. К недоумению Немцова, номенклатура и не думала подчиняться.

«Он считал, что если все начальники пересядут на «Волги», то и завод в Нижнем Новгороде оживет, и народу эта популистская идея приглянется, – вспоминал Олег Сысуев (в 1992 – 1997 годах мэр Самары, имевший, как и Немцов, славу «передового реформатора», а в 1997 – 1998-м заместитель председателя правительства). – Немцов, кстати, изначально перемещался по Москве на этой машине. Ездил исключительно на переднем сиденье. В летнее время с открытым окном. Пару раз я был в машине вместе с ним. Видел, какое ему доставляет удовольствие общение с народом из своего персонального автомобиля советской эпохи. Между прочим, на улице к членовозам такой злобы, как сейчас, не было. К нам относились с надеждой, да и пробок в Москве было поменьше. Аппарат же реагировал на эту инициативу враждебно. Члены команды тоже, потупив взоры, молчаливо продолжали передвигаться на иномарках представительского класса. Но в какой-то момент Борис не выдержал и сказал мне по телефону: «Ну что же ты, стервец? Хоть бы ты меня поддержал!» После этой просьбы я честно пересел на «Волгу». Проездил на ней недели три, после чего она благополучно сломалась, а в гараже не нашли деталь для рейнджроверского двигателя, который тогда стоял на этих машинах».

Тогда Немцов решил, что всё дело в Ельцине: мол, тот ездит на «Мерседесе» и подает плохой пример всем остальным. При этом дочь президента Татьяна Борисовна даже звонила и умоляла Бориса Ефимовича отменить свою просьбу пересадить главу государства на ЗИЛ-41047, потому что папе крайне неудобно: сиденья жесткие, спина не выдерживает, дует со всех сторон. Ельцин немного покатался на советском членовозе, но потом опять пересел на «Мерин». «В общем, затея проваливалась буквально на глазах. Пиар не удался и в этот раз», – констатировал Сысуев.

Большинство чиновников попросту тянуло время, ожидая, что кампанейщина постепенно сойдет на нет сама собой. Так оно, по сути, и вышло. Уже к концу лета 1997 года немцовская идея вызывала в СМИ лишь насмешки.

ПЕРЕСАЖИВАТЬ ОКАЗАЛОСЬ НЕ НА ЧТО

Одной из причин краха кампании стало падение статуса самого газовского авто. Еще в 1992 – 1993 годах, несмотря на хлынувший в страну поток подержанных иномарок, «Волги» ценились довольно высоко. Статус крутой машины для начальников, доставшийся от советских времен, как бы по инерции продолжал работать на нее. Ценили «Волги» и бандиты. Достаточно сказать, что за первые пять месяцев 1992 года в Нижегородской области было угнано 134 автомобиля (51 из них захвачен, большинство с применением оружия), и почти все были «Волги». Притом не только новой модели: не чурались бандюги и «двадцатьчетверок», в том числе такси. Именно в «Волгах», а не в «Мерседесах» и БМВ, измерял будущую цену ваучера Анатолий Чубайс.

Однако к 1997 году ситуация сильно изменилась. 29-я модель из-за архаичного дизайна и низкого качества уже не соответствовала прежнему статусу машины, а ГАЗ-3110 еще не успели запустить в производство. Единственной конкурентоспособной отечественной машиной тогда был ВАЗ-21099, на таких гоняли рэкетиры и «коммерсы». Но для госслужащих, особенно министров правительства, 99-я не годилась. В общем, пересаживать чиновников с иномарок оказалось попросту не на что.

Виктор МАЛЬЦЕВ

Запись опубликована в рубрике История. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий: Немцов против членовозов

  1. ВасилийГорький говорит:

    Автор забыл, что была ещё ГАЗ-3102, и можно было возобновить производство ГАЗ-3105. «Волгу» стали "убивать " после прихода команды Дерипаски в 2000 году; начали с ГАЗ-3110, а потом совсем закрыли в угоду транснациональных корпораций!

    Проблем со сбытом «Волг» в то время у завода не было. А Немцов был романтиком либерального капитализма, и считал, что власть должна быть ближе к народу. Он и погиб из-за того, что не понял, что в эпоху Империалистического (загнивающего) капитализма власть больше склонна отстаивать себя террористическими способами, чем демократическими...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *