Губят производителей пива?

Если раньше атака федеральных законодателей была против потребителей пива, то сейчас под ударом оказались и производители.10 июня 2014 года в Государственной думе в первом чтении принят законопроект «О внесении поправок к ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Так получилось, что этот законопроект, как нарочно, направлен против ООО «Объединенные пивоварни «Хейнекен» – филиала «Волга». Если этот ФЗ будет введен в действие в новом виде, то бюджет Нижегородской области потеряет из-за уменьшения акцизных отчислений этого пивзавода от 2,5 до 5 миллиардов рублей.

Группа депутатов Госдумы полагает, что дешевое пиво способствует высокому уровню его потребления, в особенности молодежью. Относительно низкая цена «пенного напитка» обеспечивается дешевизной ПЭТ-тары, а также упаковыванием пива в крупную потребительскую тару – от 1 до 2,5 литров. Кроме того, законодатели выступают против реализации пива крепостью выше 4 градусов.

Проблема для «Хейнекена» состоит в том, что в основном он производит пиво крепостью от 4,5 до 5,5 процентов, при этом 54 процента производимой продукции выпускается в ПЭТ. В основном в 1,5-литровой бутылке. Трудность состоит не только в том, что требуется дорогостоящее переоснащение производства, но и в том, что законодатель устанавливает для этого очень жесткие, просто короткие сроки. По сути дела, с 1 июня 2015 года «Волга» должна будет полностью отказаться от производства пива в ПЭТ- таре, которое производится сейчас.

Что хочет законодатель, если говорить предельно конкретно? Чтобы в России продавалось пиво не крепче 4 градусов в таре, если это ПЭТ, не более 500 миллилитров. Такой порядок реализации устанавливается с 1 января 2016 года.

По мнению инвестора «Хейнекен», такие поправки к ФЗ не учитывают реалий бизнеса, несут угрозу развитию пивоваренной отрасли, противоречат интересам общества и задачам правительства России по снижению уровня злоупотребления алкоголем в стране.

В Госдуме изменения в ФЗ пока приняты в первом чтении, как уже отмечалось ранее. Второе и третье чтения отложены на осеннюю сессию. Можно говорить о том, что быстрое продвижение законопроекта остановили «лоббисты пива», а возможно, что законопроект показался даже депутатам слишком радикальным.

На самом деле, тренд в пивоваренной отрасли уже задан. Это понимают и на пивзаводе «Волга». Отметим, что там уже ранее отказались от производства крепкого пива в 2,5-литровых бутылках. В «Хейнекен», конечно, видят тренды и в других странах, где пиво пользуется большой популярностью. Там в ПЭТ-упаковке производится очень небольшая доля пива, от 0,08 процента до 4 процентов, соответственно, в Италии и Германии. В России в ПЭТ- упаковке выпускается около 50 процентов пивной продукции.

Учитывая эти тренды, «Хейнекен» готов двигаться в избранном направлении, но не так быстро и не так радикально. Так, нижегородско-голландский производитель «пенного напитка» предлагает продавать в ПЭТ-упаковке пиво объемом не только 0,5 литра, но и 1,5 литра. Кроме того, не распространять этот ФЗ на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта менее 6 процентов от объема готовой продукции с 1 мая 2015 года по 1 июня 2017 года. То есть речь идет об удлинении переходного периода и поднятии планки с 4 градусов до 6, чтобы основная производимая линейка пива «Волги» вписалась в новый законопроект.

Надо отметить, что на стороне «Хейнекен» выступают правительство Нижегородской области, а также Торгово-промышленная палата нашего региона. Основные их доводы сводятся к тому, что введение предусмотренного проектом ФЗ запрета на использование полимерной потребительской тары емкостью более 500 миллилитров приведет к дестабилизации пивоваренной отрасли. Кроме того, считается, что предложенные нововведения не будут способствовать разрешению проблемы роста потребления алкоголя. Производитель понесет при этом значительные убытки в связи с необходимостью переориентации производства. А это, в свою очередь, вызовет повышение стоимости выпускаемых спиртосодержащих товаров меньшего объема, то есть пива в стекле или в алюминиевых банках объемом 0,5 литра.

Как следствие, повышение цены на пиво будет способствовать увеличению потребления непищевой спиртосодержащей продукции, что еще более негативно отразится на общем состоянии здоровья населения.

В Нижегородской области полагают, что «губит людей не пиво», а спиртные напитки от 6 до 15 градусов. Это джин-тоник, «отвертка», «ром-кола» и т.д., которые производятся с использованием красителей, ароматизаторов, химических добавок. А пиво до 6 градусов – это продукт естественного брожения, который надо классифицировать иначе, чем «отвертку».

На самом деле, все понимают, что дело тут не только в отличиях пива от джин-тоника. Вопрос в тех потерях областного бюджета, о которых мы уже упоминали. Уход от ПЭТ снизит акцизы на 2,5 миллиарда рублей, а сворачивание производства в целом – до 5 миллиардов, которые нечем восполнить.

Как будет решен вопрос в Госдуме осенью? Если производители пива есть в большинстве субъектов Федерации, как «Волга» в Нижегородской области, то изменения в ФЗ могут быть смягчены в духе предложений «Хейнекен». Если «пивное лобби» не такое сильное и многочисленное, то, значит, победит водочное лобби, а также «отверточники». По-моему, лучше пиво без водки, хотя бы потому, что водка сама по себе, без пива, – это деньги на ветер. Шутка, конечно, но сейчас в ней стало еще больше правды.

Виктор ДЕМЕНЕВ

Запись опубликована в рубрике Экономика и жизнь. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *