Улица Горького раньше была улицей Боброва

Летом 1934 года вся страна чествовала участников полярной экспедиции академика Отто Шмидта. Отправившись исследовать Северный морской путь на пароходе «Челюскин», они сначала застряли во льдах, а потом, лишившись судна, два месяца провели на огромной дрейфующей льдине.

К НАМ ЕДУТ ЧЕЛЮСКИНЦЫ!

Конечно же, сейчас, спустя 80 лет, кому-то может показаться, что героизация многомесячной эпопеи с плаванием во льдах, жизнью на льдине и последующим спасением была делом чисто политическим. Чего такого выдающегося сделали для страны челюскинцы? Побили все рекорды автономного плавания на льдине? И при этом не съели друг друга? В действительности, надо просто мысленно перенестись в уже очень далекие тридцатые годы. Телевизоров с их сериалами и программой «Время» не было, футбол и хоккей большой популярностью еще не пользовались. Зато много читали, а любимые книги, в том числе про героев-путешественников, во многих квартирах являлись чуть ли не главным богатством. А тут такие невероятные и драматичные приключения, да еще и на безлюдном и загадочном Крайнем Севере! За судьбой экипажа «Челюскина» следила и переживала вся страна от мала до велика. С замиранием сердца слушали новости по радио, а также сообщения самих членов экспедиции. Многие вырезали из газет все заметки о судьбе экспедиции и отмечали ее путь на вывешенных дома картах. И конечно же, радости народа не было предела, когда захватывающая история закончилась невероятным спасением всех ста четырех героев! Поэтому увидеть вживую членов экспедиции и спасших их летчиков для горьковчан было примерно то же самое, что встретиться с ожившими капитанами Грантом и Немо или же с Робинзоном Крузо!

Как только в Горьком узнали о том, что челюскинцы и летчики едут в наш город, им начали готовить теплую встречу. В районе Московского вокзала был установлен огромный макет парохода «Челюскин», а по всему городу прошли митинги и собрания, посвященные экспедиции. Ну а когда утром 8 июля «героический» поезд, двигавшийся из Москвы, пересек реку Клязьма, над ним появились раскрашенные в красный цвет самолеты авиазавода No21. «В 12 час. 47 мин. стартуем на Гороховец, – вспоминал один из летчиков. – При сильных порывах ветра набираем высоту. Яркое солнце расширяет горизонт. Мелькают одна за другой станции: Дзержинск, Желнино, Сейма, Горбатовка. Все они празднично убраны. Перрон на станции Сейма, точно обтянутый разноцветным ковром, залит живым людским потоком. Подходит поезд. Пачками бросаем листовки. Толпа заволновалась. Не слышим, но чувствуем, как горячо приветствуют дорогих гостей сейминцы». Следующая десятиминутная остановка была в Дзержинске. Длинный перрон не смог вместить всех желающих, поэтому публика, желавшая хоть одним глазком взглянуть на героев СССР, полностью запрудила пешеходный переход, облепила все заборы и крыши пристанционных зданий. После этого армада из 15 самолетов полетела низко над железной дорогой, чтобы предупредить горьковчан о приближении поезда.

ПРИВЕТСТВИЕ ГОРЬКОВСКИХ ШУЦБУНДОВ

Собственно из самих челюскинцев в Горький приехали только двое. Радист Эрнст Кренкель после гибели судна обеспечивал радиосвязь ледового лагеря с материком. Именно голос Кренкеля чаще всего слышали горьковчане из своих «тарелок», а позывной радиостанции «Челюскина» RAEM впоследствии был закреплен за ним в качестве личного радиолюбительского прозвища. Алексей Бобров был заместителем начальника экспедиции Отто Шмидта, в последние недели экспедиции заменил заболевшего шефа на этом посту. Остальную часть делегации представляли летчики, спасавшие полярников: Анатолий Ляпидевский, Михаил Водопьянов, Иван Доронин и Михаил Бабушкин.

Визит проходил в духе времени. Сначала торжественная встреча на Московском вокзале, затем митинг на площади и возле канавинского Дворца культуры (ныне ДК им. Ленина), в котором затем состоялось выездное торжественное заседание пленума горсовета. Горьковский пролетариат представляли лучшие ударники и ударницы с заводов и фабрик. Затесался и рабочий с «Двигателя революции» некто Куклих, один из представителей бежавших из Австрии шуцбундовцев. Так называли членов отрядов самообороны социал-демократических и рабочих организаций от вооруженных групп австрийских националистов. 12 февраля 1934 г Шуцбунды стихийно подняли восстание в Линце, Вене и других городах, которое закончилось провалом. Многие члены Шуцбунда были вынуждены бежать в СССР, вследствие чего некоторые из них оказались в Горьком и теперь приветствовали челюскинцев. Такое вот причудливое, понимаешь, переплетение нитей исторического сюжета. В конце заседания председатель горсовета Грачев предложил немедля увековечить историческое событие. В результате было единогласно принято решение переименовать Вокзальную площадь в Канавине в площадь Челюскинцев, а улицу Полевую Свердловском районе города в улицу имени Боброва.

Ну а после отъезда гостей дальше на восток, в Чебоксары, тысячи впечатленных горьковчан отправились уже в кино. «Пролетарии автозавода первыми в нашем городе получили возможность смотреть новый, поистине мировой документальный фильм «Герои Арктики. Челюскин» – немой вариант, — писала «Горьковская коммуна». — Фильм о походе «Челюскина», о ледовом лагере Шмидта, об отважных летчиках – Героях Советского Союза! За четыре дня фильм смотрели около 6000 рабочих ГАЗ им. Молотова, все иностранцы, работающие на заводе, и 500 детей. Вечерние сеансы не могли посетить все желающие смотреть фильм, поэтому были устроены специальные дневные сеансы для работающих в вечерние смены». Фильм представлял собой хронику, снятую участниками экспедиции Шафраном и Трояновским. Причем он был не только смонтирован в рекордные сроки, но и распространен в небывалом для нашей страны количестве копий! После премьерного показа в киноконцертном зале автозавода (ныне кинотеатр «Мир») «Челюскин» демонстрировался в кинотеатре «Художественный», где за билетами выстраивались чуть ли не километровые очереди. В общем, получился настоящий хит!

ПЕРВЫЙ ГЕРОЙ ЛЯПИДЕВСКИЙ И «ПРЕДАТЕЛЬ» ЛЕВАНЕВСКИЙ

Стоит отметить тот факт, что именно летчики, снявшие челюскинцев с льдины, стали первыми Героями Советского Союза: Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов и Иван Доронин. Причем в то время «Герой» являлось именно званием в прямом смысле слова, то есть никакой награды к нему предусмотрено не было. Дополнительный знак отличия – медаль «Золотая Звезда» – был учрежден только 1 августа 1939 года, причем выдали его и всем ранее удостоенным почетного звания (в том числе, к примеру, Золотую Звезду Валерия Чкалова получила уже его жена после гибели летчика). А упоминавшийся Ляпидевский, приезжавший в Горький летом 1934 года, первым в СССР удостоился награждения «дополнительным знаком». Можно вспомнить и еще одну любопытную историю, связанную с челюскинцами. Звание Героя Советского Союза получил и летчик Сигизмунд Леваневский, По причине аварии самолета у мыса Онман в сам ледовый лагерь Шмидта он не летал, но позже, рискуя жизнью, доставил из Уэлена в бухту Лаврентия хирурга Леонтьева, который сделал там неотложную операцию по поводу острого аппендицита заместителю начальника экспедиции «Челюскина» Боброву. Однако свою Золотую Звезду героя Леваневский так и не получил. 13 августа 1937 года он на самолете ДБ-А с экипажем из 6 человек начал полет из Москвы через Северный полюс в Фэрбенкс (Аляска, США). После того, как они пролетели над советским побережьем Ледовитого океана, командир сообщил об отказе крайнего правого двигателя и очень плохих метеоусловиях... С тех пор о судьбе самолета и экипажа ничего не известно, кроме одной неподтвержденной радиограммы, принятой одним радиолюбителем на советском Крайнем Севере.

Существует несколько версий места падения самолета, но ни одна из них не нашла подтверждения. По одной из них, Леваневский долетел до побережья США, где эскимосы слышали в это время шум, похожий на шум летящей моторной лодки. Американскими летчиками были обследованы районы возможного падения, но безрезультатно. Согласно другой версии, самолет отклонился от курса и упал где-то в Якутии. В качестве возможного места падения называется озеро Себян-Кюёль, где местные жители находили могилу с несколькими фамилиями, одна из которых оканчивалась на «...ский», а также мертвого человека в комбинезоне.

А вот осенью 1941 года в городе Горьком распространился слух, что пропавший без вести полярный летчик Леваневский, оказывается, жив! Причем... сбежал в нацистскую Германию, где вступил в люфтваффе! А в июле — августе сорок первого даже бомбил Москву, после чего был сбит и попал к нашим в плен. «Откуда есть пошла» эта «достоверная информация» и почему именно Леваневский «сбежал к Гитлеру», сказать трудно. Сию загадку не удалось раскрыть даже горьковским органам НКВД. Но есть версия, будто бы в плен действительно попал немец- кий летчик с похожей фамилией, не то Леванский, не то Леваневски, и оттуда, дескать, всё и пошло. Но так или иначе, о «предателе» Леваневском в начале войны говорили в очередях за хлебом, спрашивали о нем обескураженных партийных лекторов на митингах.

Интересно, что в 1934 – 1935 гг. почти во всех крупных городах СССР появились как площади Челюскинцев, так и улицы, проспекты и переулки в их честь. Однако со временем, особенно после войны, подвиг экспедиции Отто Шмидта стал постепенно забываться, а имена героев заслонялись новыми. В результате к настоящему моменту площади Челюскинцев остались только в двух городах: Ярославле и Туле. Что касается г. Горького, то в 1967 году в честь 50-летия Октябрьской революции площадь Челюскинцев была переименована в площадь Революции. Ну а чтобы полярников совсем не позабыли, им «отдали» более скромную и отдаленную улицу в Автозаводском районе. А улица Боброва еще раньше, в 1958 году, в честь 90-летия великого пролетарского писателя, была переименована в улицу Максима Горького. Вот так у нас одних героев со временем заменяют другие.

Виктор МАЛЬЦЕВ 

Запись опубликована в рубрике История. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: Улица Горького раньше была улицей Боброва

  1. Николай говорит:

    Ул. Боброва было возвращено её прежнее название Полевая ещё до войны ,т.к. А.Н.Бобров был расстрелян в 1938г. Ул.Горького она стала в 1953г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *