Маршрутка-вертолет уже к концу семилетки

О чем писала нижегородская пресса в июне 1959 года На прошлой неделе власти Нижнего Новгорода вместе с общественностью в очередной раз обсуждали планы развития города. Среди прочего выяснилось, что в утвержденный в 2010 году генплан внесено уже свыше тысячи изменений. «Доколе?!» – возмущаются некоторые активисты. Когда уже появится окончательная бумажка, запрещающая точечную застройку и снос памятников архитектуры? При этом былые советские времена у нас любят приводить как пример упорядоченного развития города, вызывавшего только всеобщее одобрение народа. Чиновники же, как правило, ссылаются на своих предшественников: мол, допускали сплошные ошибки, а вот мы впервые...

ТОЧЕЧНАЯ ЗАСТРОЙКА ПО-СОВЕТСКИ

История, как водится, развивается по кругу. Оказывается, аккурат 55 лет назад власти Горького тоже обсуждали вопрос... об улучшении проектировки и застройки города. «Город может стать благоустроенным и красивым только в том случае, если есть порядок в застройке, если то или иное строительство ведется не потому, что кто-то направил туда-то «указующий перст», а согласно научно разработанному и строго обязательному плану», — заявил вы- ступавший на совещании архитекторов действительный член Академии строительства Павел Абросимов.

При этом тогдашний главный архитектор г. Горького Алексей Кусакин посетовал на многочисленные ошибки в деятельности всех предыдущих градостроителей, начиная с князя Юрия Всеволодовича, заканчивая руководителями УКСа горисполкома. Выяснилось, что в строительстве нередко преобладала стихийность, недисциплинированность, имели место грубые нарушения санитарных норм и правил. Особое возмущение жителей вызывала точечная застройка, когда в уже сложившемся квартале вырастала несуразная громада многоэтажки.

А между красивыми купеческими особняками в исторической части города вдруг появлялось некое нагромождение стекла и бетона... Все эти грубые перегибы товарищ Кусакин обещал изжить. И вот в это самое время в Горьком как раз возникает очередной скандал вокруг постройки нового трехэтажно- го здания прямо во дворе дома No 14 по ул. Гоголя. Дело в том, что придомовая территория здесь была очень маленькой, в непосредственной близости находились детские ясли, а небольшой клочок земли был превращен жильцами в парк культуры и отдыха местного значения.

Последние уж никак не думали, что в городе, где полным-полно ветхого фонда и пустырей, кому-то придет в голову воздвигнуть дом у них во дворе. Но просчитались! Территорию неожиданно обнесли забором, потом на площадке появились бульдозеры, которые начали давить зеленые насаждения и ломать скамейки. Жители, возмущенные неожиданным нашествием в духе немецкого генерала Гудериана, решительно вышли на защиту своего двора.

Потом вызвали милицию, написали жалобу в прокуратуру и прочие инстанции. Стройку удалось на время остановить. В ходе проверки оказалось, что проект 3-этажного здания составлен с многочисленными нарушениями правил, установленных горжилуправлением. Но при этом выясни- лось, что именно горжилуправление и является застройщиком спорной территории! А главный борец с точечной застройкой архитектор Кусакин лично подписал проект «в порядке исключения». В общем, одной рукой запретили, другой разрешили. Утвердили генплан, а потом переделали до неузнаваемости... Все как сейчас, только деньги были другие.

ГОРЬКОВСКИЕ ЗАВОДЫ СЛИВАЛИ В РЕКУ 20 ТОНН КИСЛОТЫ И ТОННу ЦИАНА В СУТКИ

Вообще жизнь горьковчан в пятидесятые годы была отнюдь не такой вдохновенной и романтической, как это по- казано в советских фильмах. Есть такое свойство мозга – хранить в памяти только приятное. Раньше-де и небо голубее было, и колбаса вкуснее, и вода чище, и вообще снег ели зимой. Реальность же была куда более суровой... и вонючей. К примеру, только летом горьковчане могли по-настоящему вдохнуть свежего воздушка.

А всё потому, что во время отопительного сезона без малого три тысячи угольных котельных нещадно «красили» небо густым черным дымом. В безветренные деньки жители Горького практически задыхались от отравляющего смога, к которому добавлялся и дым из десятков труб промышленных предприятий. В общем, дышали не воздухом, а «запахом индустрии». Лишь в мае небо над Горьким снова обретало голубой оттенок. Ну а там жара, кругом зелень. Вот бы еще покупаться! Ан нет!

Купание в тогдашних водоемах представляло прямую угрозу для жизни. Лучше было к ним и вовсе не приближаться! Ибо никаких очистных сооружений тогда еще не было, посему все отходы многочисленных предприятий напрямую текли в реки. Достаточно привести пример, что только завод «Красная Этна» сливал в Оку 12 тысяч кубометров неочищенных сточных вод в сутки. В том числе 7 тонн серной кислоты! А одним из главных отравителей природы традиционно являлся масложиркомбинат им. Кирова.

Воздух вокруг предприятия отличался невероятной вонью, а в городской коллектор, то есть прямо в реку, каждый день утекало 8 тыс. кубометров стоков, содержащих жиры и прочую гадость. Суммарно горьковские предприятия каждый день сбрасывали в Оку и Волгу: 50 тонн нефтепродуктов, 20 тонн различных кислот, почти 30 тонн железа, около 3 тонн жиров, тонну циана, хрома и 240 тонн так называемой взвеси и волокна!

Получалось, что за год в реку утекало примерно 18 тысяч тонн нефти и порядка 7 тыс. тонн кислоты! Потрясающая была картина. Если еще вспомнить ядерные испытания, проводившиеся по всему свету, то даже страшно представить тогдашнюю экологическую обстановку. А сейчас вон пару-тройку тонн нефти случайно разольют, и уже кричат – катастрофа эко- логическая...

В КАЖДЫЙ МИКРОРАЙоН – ВЕРТОЛЕТНЫЕ ПЛОЩАДКИ!

Однако уже совсем скоро жизнь должна была резко улучшиться. Ибо товарищ Хрущёв утвердил семилетний план развития народного хозяйства (1959—1965), представлявший собой расширенный план 6-й пятилетки. А со- гласно ему горьковчанам обещали построить 4 миллиона квадратных метров жилья. Шутка ли! А еще хотели пересадить из душных трамваев и автобусов в нечто фантастическое...

Нынче основным общественным транспортом в Нижнем является маршрутное такси. Власти обещают строить новые станции метро – мол, нет ему альтернативы... А вот в конце пятидесятых будущее общественного транспорта виделось вовсе не за автобусами и метрополитеном! Чадящие выхлопными газами и тормозящие на каждом светофоре «скотовозы» уже тогда казались отживавшим свой век анахронизмом.

Невероятно, но факт: чуть ли не в 1965 году в городе Горьком должно было появиться вертолетное такси! «Воздушный корабль может доставить вас по желанию не только в любой конец города, но и на борт теплохода, на перрон железнодорожного вокзала и даже на вышку купального бассейна, — так описывал преимущества нового вида транс- порта «Горьковский рабочий». – Но удобства нового вида транспорта не только в этом. На преодоление расстояния от Мызы через Оку в заречную часть города на воздушном такси потребуется лишь несколько минут».

Более того, всерьез рассматривалась идея к концу семилетки обеспечить город и вертолетным маршрутным такси! То есть воздушным судном, которое бы летало из конца в конец города с промежуточными остановками. И все это тогда не казалось фантастикой. Ведь запустили же ракеты в космос, вывели на орбиту искусственный спутник, а уж маршрутку-вертолет запустить – раз плюнуть!

Поэтому на полном серьезе предлагалось при проектировании новых микрорайонов заранее выделять места не только под стадионы, скверы, парковки автомобилей, но и под вертолетные площадки и стоянки маршруток-вертолетов! Да и зачем человеку нужно будет личное авто, коли через каких-то семь лет в любой конец города – на вертолете? Другим перспективным видом общественного транс- порта виделась городская электричка. Правда, не в том виде, как это сейчас пытается осуществить РЖД, пустив по окраинам и захолустьям два поезда с рейсами два раза в день.

«Через семь лет тихоходные трамваи и старые железнодорожные ветки на большинстве направлений заменят скоростные городские электрички, – рассказывала пресса. – Первая линия соединит Московский вокзал и Канавино с Автозаводом и пойдет вдоль Автозаводского шоссе. Вторая – Канавино с Сормово, а затем с Копосово и поселком Большое Козино. Ну а дальше... Дальше скоростные электропоезда пересекут Оку и помчатся к новым микрорайонам в нагорной части города.

Ну а автобусам и трамваям в будущем останется лишь вспомогательная роль развозить пассажиров от станций городской электрички к отдаленным поселкам». При внимательном рассмотрении становится понятно, что планы постройки городской электрички во многом напоминают возникший через 15 лет проект Горьковского метрополитена. Та же Автозаводская и Сормовская линии, а потом мост через Оку...

А ведь действительно: не были ли правы мечтатели и проектировщики времен хрущевской семилетки?! Сейчас, спустя более чем полвека, невольно возникает вопрос: может быть, действительно надо было строить в городе не подземное метро, а наземное? Ведь прокладка таких линий во многие разы дешевле подземки, не нужно рыть огромные котлованы, переносить коммуникации и на годы перегораживать улицы заборами.

Да и свободного места в городе тогда еще хватало, можно было проложить 4 — 5 радиал ных и одну кольцевую линии городской электрички. Однако в итоге выбор был сделан в пользу трудоемкого и дорогостоящего метрополитена. Всё потому, что подземка – это не только общественный транспорт, но еще и бомбоубежище, куда в случае ядерного удара можно было кучу народа укрыть...

А что касается городских вертолетов, то идея, конечно же, оказалась утопичной. Транспорт этот дорогостоящий, да к тому же очень шумный. Вспомните, какой рев поднимает даже один пролетающий над домом вертолет, и представьте себе гул от десятков и даже сотен «летающих маршруток», беспрерывно следующих по специальным коридорам в разные концы города! Впрочем, идею городского такси-вертолета все-таки пытался в свое время возродить экс-мэр Москвы Юрий Лужков. Но она так и не дошла до воплощения...

Виктор МАЛЬЦЕВ

Запись опубликована в рубрике История. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *