Что нам стоит реку перестроить !

На прошлой неделе настоящей сенсацией стала новость о «высыхании» матушки Волги на участке между Городцом и Балахной.Туристические суда, следующие из Москвы, вынуждены высаживать пассажиров, ползти по обмелевшему участку порожняком, а потом «подбирать» людей обратно уже в Нижнем Новгороде. На фоне этих событий вновь вспыхнули споры о необходимости поднятия Чебоксарского водохранилища до 68-й отметки… А вот при товарище Сталине подобные мелкие проблемы решались быстро и масштабно и без лишних дискуссий!

ВОЛГО-ДОНСКОЙ КАНАЛ ХОТЕЛ ПОСТРОИТЬ ЕЩЕ СУЛТАН СЕЛИМ II

В начале пятидесятых вся страна жила великими стройками коммунизма. Построив в годы индустриализации заводы и фабрики, советская власть всеми силами принялась за водные просторы. По всей стране одновременно шло строительство огромных гидроузлов. Ковши бульдозеров сносили сотни сел и деревень, расчищая огромные площадки под будущие рукотворные моря- водохранилища. Тысячи грузовиков везли вырытый грунт и гравий для будущих плотин.

«С честью выполним обязательства, данные в письме товарищу Сталину, — под этим лозунгом строители Волго-Донского канала несут свою трудовую вахту, — писала «Горьковская коммуна». – Сооружение плотины быстро продвигается вперед. Почти полностью закончено бетонирование водобоя. Закончено строительство первого и второго ярусов рыбоподъемника. В четвертом строительном районе сооружается основание каменного банкета русловой плотины Цимлянского гидроузла. Уже уложено 12 тысяч кубометров гравия».

Задача, стоявшая перед строителями, была поистине грандиозной! Ведь мало было просто прорыть канал: Дон лежит на 44 метра выше Волги, посему для прохождения судов нужно было возвести настоящую лестницу из 13 шлюзов. Кстати, идея соединить Волгу с Доном принадлежала вовсе не Сталину, как это принято считать.

Первую попытку сделать это в месте их наибольшего сближения предпринял в 1569 г. турецкий султан Селим II, направивший 22 тысячи солдат вверх по Дону с целью «прорыть канал между двумя реками». Однако спустя месяц турки отступили «с великой бранью», заявив, что «даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать».

Вторая попытка предпринималась царем Петром I в 1697 году. Однако из-за Северной войны финансирование проекта было вскоре приостановлено. До 1917 года было создано еще как минимум 30 проектов соединения Волги с Доном. Ну а в итоге то, что весь турецкий народ не мог построить и за 100 лет, народ советский возвел всего за четыре года! В ходе строительства было изъято 150 миллионов кубометров земли и уложено 3 миллиона кубометров бетона.

В работах было задействовано 8000 машин и механизмов: шагающие и многоковшовые экскаваторы, землеройные снаряды, мощные скреперы, бульдозеры, автосамосвалы. К слову сказать, мнение о том, что «все каналы построили зеки», не более чем миф. Почти из миллиона строителей Волго-Донского канала лишь 10% являлись заключенными. А в большинстве своем это были добровольцы, наемные рабочие, студенты, в том числе из Горьковской области.

Цимлянский гидроузел был далеко не единственной стройплощадкой. На Волге одновременно и ударными темпами возводились сразу три ГЭС, в том числе Горьковская (г. Заволжье)! «Все сильнее разгорается социалистическое соревнование строителей Куйбышевской гидроэлектростанции, — рассказывала статья «На стройках коммунизма».

— На правом берегу идет рытье котлована под здание ГЭС. Мощные экскаваторы уже вынули из котлована около 300 тысяч кубометров грунта… Строители Сталинградгидростроя ведут успешную борьбу за досрочное выполнение плана на всех участках строительных работ. Постройка Куйбышевской и Сталинградской гидроэлектростанций изменит береговое хозяйство Волги. Новые «моря» затопят ряд действующих затонов и пристаней. Потребуется построить новые порты, в частности, в Казани, где порт будет находиться почти под стенами кремля.

Огромные водохранилища, большие глубины и габариты судового хода потребуют коренного изменения путевого хозяйства Волги. Условия здесь приблизятся к условиям морских портов». Гидроэлектростанции не только меняли русло рек и обеспечивали нормальное судоходство. Это еще и дешевая энергия. Волжский каскад по расчетам начала 50-х годов мог дать в год такой объем электричества, для выработки которого на тепловых станциях потребовалось бы сжигать в топках 25 миллионов тонн высокосортного угля.

ВСЛЕД ЗА ЛЕДНИКОВЫМ МОРЕМ ХОТЕЛИ ВОССТАНОВИТЬ РЕКУ УЗБОЙ

Но даже Волгой и Доном не ограничивался невероятный по своему масштабу фронт работ. На крутых берегах Днепра и в степях Таврии не умолкал шум буровых агрегатов, передвижных электростанций, подъемных кранов и экскаваторов. Там возводились Каховский гидроузел и прилегающие оросительные каналы, которые должны были раз и навсегда решить проблему засушливых районов юга Украины.

И одновременно «Укрводстрой» уже вел подготовительные работы на будущем Северо-Крымском канале. Задыхающийся без воды полуостров вскоре должен был получить миллионы тонн пресной воды. А восточнее, в пустыне Каракумы, начиналось строительство Главного Туркменского канала.

Это был грандиозный проект обводнения и мелиорации Туркмении, согласно которому огромный 1000-километровый канал должен был соединить реку Амударья с Каспийским морем по высохшему руслу Узбоя. Речь идет о древней полноводной реке с водопадами, пересыхание которой привело к упадку знаменитого государства Хорезм в XI веке.

И вот в середине века двадцатого советское правительство решило взять и восстановить Узбой в его, так сказать, историческом виде! Да еще и расширить, углубить, поставить несколько ГЭС, которые могли бы обеспечить электричеством всю Туркмению. А почему бы нет? Ведь воссоздали же древнее ледниковое озеро, исчезнувшее еще 17 тысяч лет назад, на месте Рыбинского водохранилища!

«Главный Туркменский канал пересечет современную и древнюю дельты Аму-Дарьи, пустынное плато Усть-Урт, песчаную пустыню Каракумы, Большой и Малый Балаханы и Прикаспийскую равнину, — рассказывала статья «Стройки коммунизма и речной транспорт». — Станет воз- можным сквозное судоходство от Аму-Дарьи до центральных районов СССР. Размеры Главного Туркменского канала позволят плавать по нему волжским судам».

СОЕДИНЕНИЕ ВОЛГИ С ДНЕПРОМ, СИБИРСКОЕ МОРЕ И ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ ИЗ КАБИНЕТА ИОСИФА ВИССАРИОНОВИЧА

Скептики и критики, конечно, скажут: а как же Аральское море?! Оно и так уже высохло, без этого канала… Не высохло бы! В журнале «Знамя» 63 года назад была опубликована статья главного геолога Сталинградской ГЭС Василия Галактионова и журналиста Анатолия Аграновского «Утро великой стройки».

В ней приводились сенсационные планы по реконструкции природы. «Мы знаем будущее – оно прекрасно! – писали авторы. – Человек проходит как хозяин – хозяин земли, хозяин природы. Течение величайших рек и силы атома подвластны ему. Где еще приложить свою силу?

Приток Волги Кама близко подходит на севере к реке Печоре. Соединить их! Камско-Печорский канал откроет дорогу к Нарьян-Мару, к Ледовитому океану. При- близилась к Верхней Каме и Вычегда – приток Северной Двины. Значит, мы сможем плыть на своих судах из Сталинграда прямо в Архангельск.

На западе Ока сблизилась с Десной, притоком Днепра. Тут-то и захватить ее в свои руки: связать западную ветвь Большой Волги с восточной ветвью Большого Днепра, думают ученые об Окско-Деснинском соединении. Обь, Иртыш, Енисей несут свои воды на север, в бездонную пучину Ледовитого океана.

А рядом, за Тургайской возвышенностью, изнывает от зноя среднеазиатская пустыня. Исправить несправедливость природы – повернуть вспять великие сибирские реки!» Оказывается, проектировщики планировали поставить гигантскую плотину на Оби и Енисее, которая должна была образовать огромное рукотворное водохранилище — Сибирское море, по размерам в два раза больше Аральского.

А прямо через Тургайское плато прорубить глубочайший в мире канал, по которому потоки воды бы устремились на юг, в Главный Туркменский канал и Каспий.

Кстати, «прорубать» горное плато планировалось не кирками и даже не экскаваторами, а ядерными взрывами! В общей сложности в местах с наиболее твердыми породами предполагалось использовать от 30 до 50 зарядов.

Ну а дальше Сибирь ждал настоящий рай! Согласно расчетам ученых, образование Сибирского моря должно было смягчить вековой континентальный климат, расто- пить вечную мерзлоту, вследствие чего там бы появились цветущие луга и поля. Ну а потом и передовые колхозы! Прямо посреди тайги — не сказка, а реальность!

«Волжские корабли торопятся на юг, — описывала светлое будущее статья в «Знамени». – Теперь они могут плыть из Каспия в Карское море: прямой судоходный путь. Волжане плывут и дальше к востоку: из Сибирского моря через Енисей и Ангарский каскад ГЭС – к озеру Байкал».

Одним словом, если бы все проекты тех лет воплотились в жизнь, сейчас мы могли бы отправиться на туристическом теплоходе из Нижнего Новгорода не только в Астрахань, Москву и Петербург, но и в Абакан, Красноярск, Иркутск, Ташкент или Ашхабад!

В заключение авторы сенсационной статьи, которая буквально взбудоражила читателей (ее даже перепечатывали горьковские газеты), как бы сами себе задавали вопрос: — Мечта? И сами же отвечали на него: — Конечно, мечта! Но какая реальная! Исполнимая, жизненная!

Тут же они обратились к тому, кто, собственно, эти мечты воплощает: «Мимо Иосифа Виссарионовича не проходит ни один из важных этапов гидротехнического строительства. В его кабинете рождаются замыслы великих сооружений, которые строит наша страна. А раз задумав сооружение, товарищ Сталин шаг за шагом следит за тем, как все осуществляется…»

Однако следить ему оставалось недолго. Примечательно, что одним из первых предложений, которое выдвинул Лаврентий Берия сразу после смерти вождя, было именно прекращение строительства Главного Туркменского канала. Что и было сделано уже 25 марта 1953 г.

Вместо этого началось строительство Каракумского канала, завершившееся лишь в 1988 году и приведшее к уничтожению Аральского моря. Северо-Крымский канал и Волжский каскад были достроены уже преемниками Сталина, и то не полностью.

От других же грандиозных планов, вроде соединения Днепра с Волгой и Сибирского моря, отказались. Хотя разговоры о повороте сибирских рек ведутся до сих пор.

Виктор МАЛЬЦЕВ

Запись опубликована в рубрике История. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий: Что нам стоит реку перестроить !

  1. Сергей говорит:

    Обмелели не только реки. Очень горько, но и люди уже не те. За какие-то несколько десятилетий! Эпидемия наживы изменяет человека уже на генном уровне. И с этим нужно бороться как с главным современным злом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *