Ожидается возвращение «красных повязок»?

Штраф за безбилетный проезд хотят увеличить до 500 рублей. Администрация Нижнего Новгорода снова вернулась к идее ужесточить наказание за безбилетный проезд в общественном транспорте.Данная инициатива была озвучена еще весной новым руководством департамента транспорта во главе с Анатолием Гусевым. По мнению чиновников, нынешняя санкция в виде сторублевого штрафа давно никого не пугает, в связи с чем безбилетники приносят серьезные убытки муниципальному транспорту.

Ранее предлагалось увеличить наказание сразу в 10 раз! Однако теперь аппетиты чиновников умерились до «пятисотки». Всё потому, что для увеличения штрафа необходимо ввести соответствующие изменения в областной КоАП. А тарифы на проезд в регионе везде разные, как и уровень благосостояния населения.

Если, скажем, среднестатистическому нижегородцу заплатить «штукарь» за незаконную халяву вполне по силам, то, к примеру, для жителя Лукоянова это будет ощутимый удар по семейному бюджету. Посему сумму штрафа придется согласовывать с региональным Заксобранием. А там, глядишь, ее еще на пару сотен скостят...

Вырастут ли доходы «Нижегородпассажиравтотранса» благодаря увеличению штрафов? Вряд ли, ибо дело-то, собственно, не в сумме, а в неотвратимости наказания. А вот с этим-то как раз главная проблема. Частным же перевозчикам повышение штрафов и вовсе невыгодно, так как часть безбилетников может переключиться на маршрутки, ведь там контролеров нет!

Михаил ХВОРОВ

Комментарий обозревателя «ЛС» Виктора Деменева

— С моей точки зрения, пассажиры общественного транспорта уже отвыкли от штрафов за безбилетный проезд. Контролеры стали редкими гостями даже в муниципальном транспорте. А в частных маршрутках их вообще давно не ждут.

И вот вновь в администрации Нижнего Новгорода и городской Думе заговорили не просто о штрафах, но и о их резком повышении. Со 100 до 500 рублей. В советские времена проезд стоил 6 копеек, а штраф за безбилетный проезд – 1 рубль.

По сути дела, речь шла о серьезной «репрессивной» мере. Штрафник платил 1 рубль + 6 копеек, то есть фактически одна неоплата вела к оплате более чем за 17 поездок. Поэтому безбилетники, которых называли зайцами, при виде контролеров паниковали. Не за это ли их и прозвали зайцами?

Также, помимо контролеров, с безбилетниками довольно активно боролись и сами шоферы. Они останавливались и ждали, когда пассажиры станут платить. После этого выпускали их только через переднюю дверь.

В 90-е годы, когда ездили по карточкам или талонам, которые пробивались через компостер, охота на безбилетников была просто отчаянная. Все это почти сошло на нет, когда появились частные маршрутки. Водители и кондукторы сами стали следить за оплатой, считая пассажиров по головам.

В муниципальных автобусах была примерно та же история. Штатные контролеры исчезли фактически как класс. А ведь в 90-е были среди них настоящие профессионалы, разбиравшиеся в сотнях видах «корочек», которые давали или не давали льготу на бесплатный проезд.

Соответственно, штрафы потеряли свое сакральное значение. Сейчас проезд стоит 20 рублей, а штраф – 100 рублей. То есть соотношение всего 1 к 5, а не 1 к 17, как в советские времена. Что такое сейчас 100 рублей? Копейки! Многие за сотней даже не нагнутся. И вот предлагается не просто увеличить штрафы в 5 раз, но и, по сути дела, возродить систему штрафных санкций за безбилетный проезд.

Импульсом к этому стали попытки ввести электронный билет. Оператор, который реализует эту систему, будет получать 7 процентов средств от финансового потока, поступающего с пассажиров.

При этом оператор заявляет, что выигрыш от введения электронного билета составит не 7 процентов, может быть и 27. Но для этого нужны законы и некие организационные меры. В частности, предлагается увеличить штрафы и обеспечить систему наказания безбилетных пассажиров.

Ясно, что при штрафах в 100 рублей контролеры вымрут как мамонты. Ведь эта работа останется не только малоэффективной, но и вредной. Многие помнят, как в фильме «Брат» контролер требовал от кавказцев оплаты проезда, а они ему отвечали: «Нэт билета. Ты что, по- русски не понимаешь?» И только вмешательство Данилы Багрова разрешило конфликтную ситуацию.

Впрочем, видно, что и депутаты, и чиновники со скепсисом относятся к этой «антисоциальной мере». Поэтому вопрос отложили до осени, чтобы его подробно и внимательно обсудить. Полагаю, что штраф, конечно, увеличат, но эта мера наказания так и останется декларативной.

Контролеры, по моей оценке, навсегда ушли из нашей жизни. При «капитализме» без контролеров водитель и кондуктор, если он наличествует, заинтересованы в неотвратимости оплаты за проезд.

Впрочем, не факт, что мы не встретим людей с красными повязками в общественном транспорте. Кстати, деньги от штрафов не идут в «Нижегородпассажиравтотранс» или в «Нижегородэлектротранс».

Так кто же будет делать этот «контролерский бизнес»? Некий транспортный ЧОП?

P.S.

Есть точка зрения, что увеличение штрафов позволит не повышать столь резко тариф на проезд. Мол, безбилетников не станет, а значит, не будет нужды делать проезд 28 рублей, хватит и 24 рублей. Но в этой логике есть какой-то пробел.

Запись опубликована в рубрике Экономика и жизнь. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий: Ожидается возвращение «красных повязок»?

  1. Семен говорит:

    Когда-то стоимость билета в общественном транспорте составляла очень небольшую часть доходов граждан (зарплат, пенсий). И ездить «зайцем» было стыдно и не престижно, даже несмотря на большой штраф. Сейчас же 20 рублей за одну поездку является существенной суммой для многих граждан, тех кто пользуется общественным транспортом. А за 40 рублей дохода от неоплаченного проезда мой сосед покупает что-нибудь вкусненькое, например, фрукты нового урожая или шоколадку внуку. И гордится этим, а я его не осуждаю. Стыдно должно быть не ему, а обществу и государству за такую «безбедную» жизнь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *