Почему ДУМНО не поддерживает исламское образование на селе?

Нами уже неоднократно говорилось, что идеологию традиционного, очищенного от радикализма ислама необходимо как можно шире и активнее продвигать в массы, дабы обезопасить общество от экстремизма. Причем продвигать не только в городах-миллионниках, таких как Нижний Новгород.Еще важнее это делать в глубинке, особенно в периферийных районах, в местах компактного проживания мусульман. В Нижегородской области это в первую очередь Краснооктябрьский район, где большое влияние на социально-политический уклад оказывает татарская община. На одном энтузиазме Отрадно, что исламское образование на этой территории в последнее время получило импульс развития.

Но печально, что происходит это исключительно за счет энтузиазма местных подвижников. Речь идет о местном имаме Дамире Каюмове. Сам деревенский духовный лидер имеет как светское экономическое, так и религиозное образование. Прошел обучение в Казани: в Российском исламском университете (на теологическом факультете) и в медресе «Мухаммадия». «Всю жизнь я мечтал заниматься преподаванием ислама.

Поэтому после обучения вернулся на родину, в Краснооктябрьский район, где с удовольствием совмещаю службу имама в мечети с обучением своих земляков», — пояснил журналистам Дамир. Преподавание ведется на базе воскресной школы «Нур аль-Ильм», филиала нижегородской воскресной школы «Ихсан».

Между прочим, для того чтобы послушать лекции Дамира, в Краснооктябрьский приезжают даже из Москвы! И хотя большинство слушателей – люди преклонных лет, годящиеся Дамиру в отцы и матери, они с большим уважением относятся к наставнику. «Благодаря Дамиру-хазрату мы учимся читать и молиться на арабском языке. В нашем районе этому научиться более негде. Ведь других медресе здесь нет», — рассказала слушательница школы Рамза Хусяинова.

«Лекции Дамира-хазрата помогают нам глубже узнать ислам. Найти самый достойный путь в рай. Они полезны даже для имамов», — считает местный староста Рафик Кабяров. И все бы хорошо, вот только условия, в которых про- ходят занятия, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Воскресная школа ютится в заброшенном здании поселкового клуба. Удобства на улице. Гардероба, а тем более столовой нет в принципе. Особенно тяжело приходится зимой. Отопления тоже нет.

А, напомним, большинство учеников составляют люди преклонных лет. В заиндевевшем классе они буквально замерзают за книжками! Немного выручают разве что купленные на деньги самих прихожан нагревательные электроприборы… Увы, удивляться нечему. Ведь школа существует исключительно на средства, которые жертвуют сами учащиеся. Но много ли денег могут собрать деревенские пенсионеры?

«Наше медресе держится исключительно на энтузиазме Дамира-хазрата. Если бы не его энергия, инициативность, все давно бы уже развалилось. Нам очень необходимо новое помещение для занятий. Причем желательно собственное. Здесь мы на птичьих правах. Сегодня нас пускают, а завтра – понадобится под другие цели, и выгонят на улицу?» — едва ли не хором сокрушаются ученики. Но откуда взяться новому помещению? Это вообще заоблачные мечты. Ведь даже книги и другие учебные пособия наставник приобретает за свой счет. При этом он даже зарплату не получает за просветительскую деятельность. Работает, как говорится, на общественных началах.

Но вот вопрос: насколько хватит энтузиазма продолжать благое начинание? Ведь каким бы праведным человек ни был, ему нужно что-то есть, где-то жить. Дамир Каюмов вынужден жить под одной крышей с родителями, поскольку собственное жилье он просто не имеет возможности оплатить.

Кстати, именно поэтому имам мечети до сих пор не женат. «У нас в мусульманстве мужчина отвечает за жену. А поскольку мне не на что ее содержать (сам живу в родительском доме), то и жениться не могу», — печально поясняет имам. Кто за это ответит? Почему же сельская воскресная школа брошена на произвол судьбы? Почему ей не помогает никто из тех, кто в силу должностных обязанностей обязан в данной ситуации протянуть руку помощи?

Предъявлять претензии администрации Краснооктябрьского района глупо и безосновательно. Всем известно, что религия в России отделена от государства. С какой стати светские чиновники будут финансировать исламскую школу? Нет в бюджете такой строки расходов. Да и потом, религиозным деятелям грешно брать деньги у «кесаря». Ведь так можно впасть в полную зависимость от светских властей. А это будет неправильно. Теоретически о благополучии воскресной школы должно заботиться официальное руководство нижегородской уммы. То есть Духовное управление мусульман Нижегородской области.

Но за все время своего существования учебное заведение ни копейки не получило от данной структуры. Это вызывает немало удивления. Ведь одной из важнейших задач ДУМНО является как раз развитие духовного образования. Более того, председатель управления Гаяз Закиров, как считается, сам всегда делал ставку на краснооктябрьскую и сергачскую мусульманские общины.

Именно здесь его вотчина, которая, надо полагать, должна находиться под его прямым покровительством. Но это теоретически. А на практике получается: руководство ДУМНО использует местных единоверцев в своих интересах. Хвастается где-то наверху своими достижениями (дескать, ведем в глубинке работу с мусульманами, всё под нашим контролем!), частенько выдавая чужие достижения за собственные заслуги.

Но вот когда речь заходит о финансовой поддержке проявляющим интерес к духовному миру жителям сельской местности (где, кроме изучения ислама, и заняться-то зачастую нечем), уходят в «несознанку». Чем это можно объяснить? Быть может, в ДУМНО просто не ведают о проблемах, имеющихся у воскресной школы деревни Кузьминки Краснооктябрьского района? Нет! Они отлично проинформированы.

Лично Дамир-хазрат неоднократно обращался к верховному руководству ДУМНО с просьба- ми. Но ни на одну из них так и не отреагировали. Мол, сами «с шапкой в руках ходим»… Однако, думается, это лукавство.

Куда уходят деньги ДУМ НО? Для тех, кто не знает: существует Фонд поддержки исламской культуры. Эта финансируемая государством структура регулярно выделяет очень серьезные средства на поддержку различных проектов тех или иных мусульманских организаций. Причем при распределении грантов приоритет отдается образовательным программам. В Нижегородской области все эти финансовые потоки так или иначе проходят через ДУМНО.

Не секрет, что львиная доля средств уходила на счета Нижегородского исламского института (детище небезызвестного Дамира Мухетдинова), который даже не имел лицензии на образовательную деятельность. Злые языки вообще называли это учреждение «стиральной машиной» для отмывания денег.

Дело, впрочем, в другом. Фонд выделял средства и на другие проекты. Вполне возможно, что и адресно для школы «Нур аль-Ильм». Вот только непонятно: куда в таком случае утекали выделяемые средства? Во всяком случае, до адресата они точно не доходили.

Генералы без армии. В связи с этим у наставника школы и его учеников появляются нехорошие подозрения по поводу чистоплотности руководства ДУМНО. И невольно закрадываются крамольные мысли. Дескать, а зачем нам такое начальство, от которого не дождешься помощи и которое только наживается за счет энтузиазма других людей, не давая ничего взамен?

Отсюда возникают «сепаратистские» настроения, мысли о выходе из состава ДУМНО и создании собственной, автономной организации. Получается, внутренняя политика управления сегодня способствует раздраю и развалу? Идет планомерная работа на самоуничтожение и раскол единой структуры на мелкие самостийные (едва не сказал – сектантские) сообщества?

Если дело обстоит именно так, то господа Закиров и К° рубят сук, на котором сидят. Кстати сказать, подобные действия руководства ДУМНО ведут к тому, что от «закировцев» отворачиваются даже прежние сторонники. Тот же Дамир Каюмов в прошлом году приехал на скандальное мероприятие в мечети «Тау- ба» (Автозаводский район), будучи сторонником Закирова. Но сейчас горько сожалеет об этом своем поступке.

«Меня тогда ввели в заблуждение. Сказали, что в Нижний Новгород мы едем, чтобы принять участие в совещании. Я не мог даже предположить, что там будет организована провокация. Если бы сегодня эта история повторилась, я поступил бы по-другому», — говорит Дамир- хазрат.

Вероятно, в такой оценке тех событий сыграли роль и осознание собственных ошибок, от которых не застрахован ни один человек, и разочарование в руководстве ДУМНО. И если «закировцы» продолжат действовать в том же духе, то очень может быть, что вскоре они останутся вообще без сторонников. Кем же тогда будет управлять Духовное управление мусульман?..

Ефим БРИККЕНГОЛЬЦ

Запись опубликована в рубрике Социум. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *