В Нижнем Новгороде не остается места честным перевозчикам?

Возле конечной 71-го маршрута появились известные частные перевозчики и начали вербовать водителей и кондукторов к ним на работу. В ход пошли булыжники…

БУЛЫЖНИК – ОРУЖИЕ НЕ ТОЛЬКО ПРОЛЕТАРИАТА

На прошлой неделе в Нижнем Новгороде случилась маленькая сенсация. В то время как многие частные перевозчики и поддерживающие их депутаты, в частности, Алексей Гойхман, пытаются протолкнуть резкое повышение стоимости проезда на общественном транспорте (до 30 рублей), на известном маршруте Т-71 тариф, наоборот, понизился до 15 рублей! Произошло это к немалой радости пассажиров, для большинства из которых и нынешняя цена проезда является весьма обременительной.

С чем же связано нововведение? За разъяснениями мы обратились непосредственно к перевозчику Дмитрию Каргину.

Как оказалось, на акцию с демпинговыми ценами предприниматель пошел не от хорошей жизни. Все дело в том, что образцовое и любимое многими нижегородцами транспортное предприятие уже в который раз оказалось на краю пропасти. Причины отсылают нас к событиям четырехлетней давности. Напомним, тогда ИП Каргин по формальным основаниям проиграл конкурс на 71-й маршрут ИП Комракову, но итоги были отменены тогдашним мэром Вадимом Булавиновым. С тех пор предприятие находилось в подвешенном состоянии, шли бесконечные тяжбы. Сейчас стало известно, что суд все-таки обязал администрацию признать итоги конкурса и заключить договор с Комраковым. Конкуренты и завистники Каргина, которых за последние годы накопилось немало, тут же воспрянули духом и перешли в наступление. Видимо, примерив на себя роль «судебных приставов». Прямо у конечной 71-го маршрута появились известные частные перевозчики и начали вербовать водителей и кондукторов к ним на работу. Ну а потом в ход пошли булыжники. По словам Дмитрия Каргина, неизвестные обкидали камнями несколько маршруток, в результате чего были выбиты три окна…

Сами пассажиры возмущены происходящим. «71-я — наша любимая маршрутка, — говорит пенсионерка Анна Михайловна. – Всей семьей на ней ездим много лет, кто на работу, кто в школу, а я к внукам. Ходит часто и допоздна». «К Каргину все время пристают, потому что он честный, самый народный перевозчик!» – таково мнение Николая, студента педагогического университета.

Почему же суд вместо предпринимателя, имеющего собственную ремонтно-техническую базу, добровольно выполняющего дотационные, социальнозначимые ночные рейсы, добросовестно выплачивающего налоги в казну, в итоге встал на сторону фактически не существующего перевозчика? Раньше претендующий на 71 маршрут ИП Комраков обслуживал один маршрут — Т-8, которого давно нет в помине. Оказывается, все дело в простых формальностях. А именно: в условиях конкурсов при бывшем начальнике департамента транспорта и связи Владимире Грибове, которые, мягко говоря, были идиотскими. К примеру, одним из «критериев» отбора являлось количество ДТП у перевозчика. Как говорится, псу понятно, что у одного может быть 100 автобусов, а у другого два, да и те в нерабочем состоянии. Ясно, что вероятность тех или иных происшествий у последнего будет в разы меньше. Именно в такой капкан и попало активно работающее на линиях предприятие Каргина. У него за рассматриваемый период оказалось две аварии, а у ИП Комракова ни одной. Потому был проигран злополучный конкурс.

Однако Дмитрию Валентиновичу удалось доказать, что здесь дело нечисто. Дело в том, что любое дорожно-транспортное происшествие оформляется на собственника. У Каргина всегда был собственный подвижной состав, а вот Комраков традиционно передавал свой маршрут субарендаторам. Совершивший ДТП ПАЗик по формальным причинам не фиксировался в конкурсной документации. А с двумя авариями у Каргина, что называется, небольшая неувязочка вышла. Предприниматель сумел доказать, что справка, выданная ГИБДД Нижегородской области департаменту транспорта по поводу количества дорожно-транспортных происшествий у претендентов на конкурс, была липовой. Во всяком случае, об этом говорят данные экспертизы документа. В результатах которой указано: «Дата 09.08.2010 г., поставленная под словами «для подведения итогов» в документе «Письмо на имя и.о. директора департамента транспорта и связи А.К. Водопьянова от начальника отдела ДПС и розыска С.В. Кулагина», исходящий номер 24/5553, не соответствует дате ее проставления, а именно 09.08.2010 г. Данная надпись выполнена в период сентябрь – октябрь 2010 года». То есть уже после проведения конкурса! Можно предположить, что кому-то тогда уж очень не хотелось, чтобы Каргин выиграл его! И эти люди шли на все, вплоть до подделки милицейских справок. Однако для суда всех этих «улик» оказалось недостаточно: видимо, слишком уж путанными были грибовские конкурсные правила.

КОНКУРС ИЛИ ХАНСКИЙ ЯРЛЫК НА КОРМЛЕНИЕ?

Теперь собственно о 15 рублях. Когда перевозчики требуют роста тарифов чуть ли не до 30 рублей, в ход идут красивые фразы, вроде «эксплуатационные расходы», «работаем в убыток» и т.п. Даже аварии, связанные с неисправностью автобуса, предприниматели пытаются объяснить нам «заниженными тарифами»: мол, как заплатили, так и доехали. Именно так оправдывал ИП Ковалев прошлогодний вылет маршрутки с Зеленского съезда прямиком на стройплощадку. Ну а пока цена плохая, подвижной состав можно вовсе не ремонтировать и исключительно гастарбайтеров на работу брать? Есть, к примеру, у того же Ковалева такой маршрут Т-72. Автобусы, ездящие по нему, судя по внешнему виду, собраны с миру по нитке, а среди «экипажей» доминируют лица понятной национальности. Что же на самом деле стоит за формулировками типа «экономически обоснованный тариф», нам объяснил сам Дмитрий Каргин.

В Нижнем Новгороде давно повелось, что собственно «перевозчик» — это отнюдь не владелец транспортного предприятия и хозяин автобусов. Таковыми у нас считаются лица, сумевшие выиграть конкурсы, причем, по некоторым данным, предварительно «лично замотивировав» чиновников всевозможными подношениями. Что называется, «не подмажешь — не поедешь». Злоупотреблений при проведении конкурсов, по словам Каргина, великое множество: «Заявляют на разные маршруты одни и те же автобусы, подсовывают фиктивные договоры аренды участков под стоянку. Главное — выиграть, а победителей не судят. После конкурса никто выполнение условий договора особо не проверяет. Соблюдается ли график движения, выходят ли на маршруты заявленные на конкурсе машины и т.п. Фактически никаких конкурсов у нас нет!» Ну а потом, получив фактически эдакий «ханский ярлык на кормление», договорившиеся с администрацией «перевозчики» раздают свои маршруты субарендаторам или попросту нелегалам, с которых собирают «дань», в среднем от 20 до 50 тысяч в месяц с одной машины. Схема отработанная и обкатанная.

Владельцы автобусов, как правило, не имеют никакой ремонтной базы, а машины ставят на платные стоянки или вовсе держат их во дворах да подворотнях. Да и незачем им ремонтом заниматься! «На хлебных маршрутах купленный в лизинг ПАЗик быстро окупается, особенно если с него никаких налогов и отчислений не платить, — поясняет Каргин. — А потом его через 3 года попросту выбрасывают, перепродают, новый берут. У нас минимум 30% от всех маршруток нелегально работают. Вся эта схема, в общем, рентабельная, но только при завышенных тарифах. Вот так и получаются эти лишние 5 рублей: взятки, быстрый износ автобусов, плюс аренда, субаренда. В действительности тариф в 15 рублей при нормальной организации перевозок вполне выгодный».

КАК МИНИМУМ 5 РУБЛЕЙ В ТАРИФЕ -КОРРУПЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Кстати, 71-я маршрутка и раньше неоднократно радовала нижегородцев демократичными ценами.

Отказаться от этого благого начинания предпринимателю пришлось не по своей воле. Дмитрий Валентинович признался, что в свое время ему попросту позвонили «сверху» и поставили ультиматум: мол, даем на размышление сутки! Хватить, дескать, демпинговать! Но сейчас, когда терять предпринимателю уже нечего, он и решил, так сказать, открыть карты и снова установил низкий тариф. Таким образом, если верить Каргину, нижегородцам фактически приходится при каждой поездке доплачивать «пятерку» за коррупционные схемы и финансировать пресловутую «транспортную мафию».

Какова же дальнейшая судьба знаменитой Т-71? Понятно, что бизнесменам, привыкшим жить за счет «ханских ярлыков», Каргин с его социальными ценами на проезд как кость в горле. Если маршрут отдадут-таки другим «перевозчикам», то из образцового он сразу превратится в типичный «мафиозный». Никаких вам призовых поездок, удобного расписания, ночных рейсов! «Как платим, так и едем!» Теперь слово за чиновниками. Не пора ли уже Олегу Кондрашову выполнить свое обещание, данное в 2011 году? Тогда он во всеуслышание поклялся перед журналистами, что «если судебное решение не удовлетворит перевозчика (ИП Каргин, прим. ред.), мы организуем под личным контролем специальный конкурс и найдем решение». И вот прошло уже 2,5 года, а воз и ныне там.

К слову, сам Дмитрий Каргин сдаваться не собирается. К испытаниям и битвам с «транспортной мафией» ему не привыкать. Ведь ИП Каргин обслуживает 71-й маршрут без малого 17 лет. И очень хотелось бы надеяться, чтобы история на этом не закончилась, а только началась!

«Ленинская смена» следит за развитием событий.

Михаил ХВОРОВ

71-й маршрут как Ковальчук в хоккее

Согласен с тем, что 71-й маршрут — это лучший перевозчик из Сормова в верхнюю часть города. Это как Ковальчук в хоккее, у которого такой же номер. 71-е маршрутки ходят часто (по графику или нет — не знаю), там можно зачастую сидя проехать, там всегда кондукторы, чисто, телевизор. Считаю, что на маршруте от Центра Сормова до площади Минина большая конкуренция. В особенности конкурируют 71 и 72 маршруты. Возможно, тут корень проблем, которые есть у Дмитрия Каргина, который владеет ИП по перевозкам. Не исключаю, что по новой схеме пассажирских перевозок именно на маршруте 71-м будут существенные перемены. Но пока трудно себе представить пассажиропоток Сормово — пл. Минина (или пл. Свободы) без 71-го маршрута.

Что касается конкурсов, то тут мысли такие. Если 71-й маршрут проигрывает конкурсы, то что-то не так с конкурсами, с их условиями, с теми, кто их проводит. Скорее всего, в департаменте транспорта намного хуже знают ситуацию с перевозкой пассажиров, чем это знают горожане. Сейчас в 71-х маршрутках собирают подписи в поддержку перевозчика. Пассажиры на 100 процентов за него, ни разу не видел, чтобы кто-то отказывался подписать. Это дорогого стоит. Каргин реально лучший!

О тарифах. С моей точки зрения, тарифы тянет вверх не столько частный перевозчик, сколько муниципальный транспорт. В частности, «Нижегородпассажиравтотранс», который сейчас планово убыточен. Тот факт, что на 71-ом маршруте сейчас цена 15 рублей, -это реальная демонстрация того, что 5 рублей плюсом — действительно коррупционная составляющая транспортных перевозок.

Парадоксально, что нынешняя «система» отторгает не просто самых честных, но и самых экономически эффективных. Полагаю, что из-за ситуации с 71-м маршрутом нужно срочно собрать внеочередную постоянную комиссию по транспорту и связи, чтобы депутаты не потеряли лицо вслед за профильным департаментом администрации Нижнего Новгорода.

Виктор ДЕМЕНЕВ

Запись опубликована в рубрике Скандал недели. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий: В Нижнем Новгороде не остается места честным перевозчикам?

  1. Семен говорит:

    Оперативное совещание О. Кондрашова с перевозчиками в мэрии, показанное по ТВ, больше похоже на коррупционный сходняк с совершенно понятной темой. А «Нижегородпассажиравтотранс», являясь спонсором новостной программы на "Волге, имеет замашки очень даже доходного предприятия. Как можно являться спонсором, имея в части бюджетное финансирование? А мы слышим о независимых рейтингах...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *