Мэр Арзамаса Бузин прав!

Зачем создавать «белый шум», разжигая новые конфликты на исторической тематике? Если бы я не жил в Арзамасе, не знал бы обстановку в нашем городе, то удивился бы той «буре в стакане воды», которую пытаются поднять вокруг смены надписи у Вечного огня на памятной плите. Вместо «Борцам за Советскую власть» появились другие слова: «Арзамасцам, павшим за Отечество». Что тут началось! А может быть, никакой беды не случилось?

Политический фактор.

Убежден, что такой шум поднят во многом из-за того, что к смене надписи имеет отношение мэр Арзамаса Михаил Бузин. Это мощный, жесткий политик, у которого есть оппоненты и справа, и слева. Сместить его – цель самых разнообразных сил в нашем городе. Если бы тут были причастны другие лица, а не Бузин, то температура по больнице мало бы отличалась от средней. Приходилось читать, что это личное решение Михаила Михайловича. Да, личное, но не как Михаила Бузина, а как мэра Арзамаса. И это хорошо, что подобные решения принимает первое лицо города, не устраивая дискуссию в городской Думе или в обществе в целом. Все мы видим, как напрягается общество, когда устраиваются дебаты о сносе Мавзолея Ленина, о перезахоронении тела вождя на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Где записано, что решение по смене надписи на памятнике должен принимать муниципальный представительный орган власти? Я не знаю. Говорят, что это должны решать жители. В какой форме? Референдум назначать? Абсурд. Не уверен, что памятник полностью оформлен как муниципальный. Где-то читал, что далеко не все памятники даже в Нижнем Новгороде полностью оформлены. Допустим, памятник муниципальный. Руководитель о нем заботится. Не бросил его. И в чем тут вина Бузина? В том, что он, ремонтируя памятник, сделал более политкорректную надпись, которая никого не «царапает»? Не вижу тут никаких превышений полномочий. В 1967 году народ тоже никто не спросил, когда сделали прежнюю надпись.

Исторический фактор

Выясняется, что прокурор Арзамаса Валерий Климов считает его «городом Гайдара», тем местом, где тема революции, гражданской войны близка многим арзамасцам. Думаю, что это частное мнение отдельной личности. Для кого-то это город церквей, религиозный и культурный центр. Есть к этому основания? Есть. Но дело не в этом. Напомню, что «Советской власти» нет то ли с 1991 года, то ли с 1993 года. Когда танки рас- стреляли российский парламент советского типа. Не абсурдна ли сейчас памятная надпись о несуществующей Советской власти? А если бы была памятная плита «охранителям царизма», то тоже бы считали ее «святым местом»? По некоторым данным, в 1967 году предполагалось сделать более пространную надпись у Вечного огня в Арзамасе. Но пошли на более лаконичный вариант «Борцам за Советскую власть». Не поместились слова о тех, кто погиб в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. А вот как к этому относиться? Почему так получилось? Мне родители рассказывали о том, что относительно масштабные празднования Дня Победы начались только в 1965 году. До того якобы носить военные награды не поощрялось. Видимо, эта инерция помешала в 1967 году в Арзамасе отметить тех, кто пал за Отечество в Великой Отечественной войне. Воевали, мол, тогда за Советскую власть. Это очень спорное утверждение с исторической точки зрения. И в 1967 году, и в 1991 году, а тем более сейчас.

Поколенческий фактор

Родилось, выросло целое поколение тех жителей Арзамаса, которые не жили в СССР, не знают, что такое Советская власть. Они вправе спросить у отцов и матерей, у дедушек и бабушек: за что тогда боролись, на что «напоролись» в том же 1991 году? Нужны ли эти противоречия между поколениями, когда они говорят на разных языках? Для кого- то Арзамас — это город Аркадия Гайдара с револьвером в руках, для кого-то город, в котором родились и выросли погибшие в войну защитники Отечества,... Вопрос о надписи на памятной плите у Вечного огня решил не столько Бузин, сколько ход Истории. В этой жизни нас слишком многое разделяет. В том числе и надписи на памятных знаках. И если какие-то из них корректируются более широко, то в этом нет ничего страшного. Зачем тут создавать «белый шум», разжигая новые конфликты на исторической тематике?

Иван ГОРДЕЕВ

Запись опубликована в рубрике Социум. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *