Реформа МСУ: аргументы за и против

Раз уж принимается решение о разделении города на восемь частей,  то следовало бы избирать мэров районов всенародно
Новая схема организации власти в областных центрах вызвала всю гамму чувств: от «маленькой любви» со стороны областных властей до «большой ненависти» депутатов городской Думы Нижнего Новгорода. Так какие изменения ждут глав администраций, депутатов и население?

Что есть и что будет?
Сейчас власть в Нижнем Новгороде централизованная. Есть всевластные городская администрация и городская Дума, которые контролируют бюджет мегаполиса. В восьми районах областного центра есть местные администрации, которые живут по неким сметам расходов и доходов, не имея собственных районных бюджетов. Нет и местных депутатов. Районные администрации Нижнего Новгорода не имеют стимулов к увеличению налоговой базы. По сути они самостоятельной силы  собой не представляют, являясь придатками городской администрации.
Такая организация власти в областных центрах на данный момент не устраивает президента и федеральные структуры. Главный довод состоит в том, что в крупных городах, которые имеют районирование, нет реального местного самоуправления, и в то же время городская власть де-юре не входит в систему государственной власти. Поэтому федералы предлагают создать в таких больших городах, как Нижний Новгород, двухступенчатую структуру власти. Общегородская власть встраивается в систему госвласти, а районные администрации, наделенные реальными полномочиями, приближаются к населению, оставаясь в рамках МСУ.
Что же будет по новой схеме? В районах Нижнего Новгорода возникнут такие районные администрации и районные думы, которые будут контролировать местные бюджеты. Для того, чтобы сохранить единое городское пространство – политическое и экономическое – будут глава администрации и его аппарат, а также гордума Нижнего Новгорода. Глава администрации Нижнего Новгорода, по сути, станет назначенцем губернатора, его заместителем по областному центру. Городская дума, в свою очередь, будет формироваться делегированием депутатов из районных дум. Надо полагать, что у Нижнего Новгорода, как единого мегаполиса, будет общегородской бюджет, который в сумме с бюджетами районов составит консолидированный бюджет.
Нижний – аналог «тоталитарных районов»
Самое интересное тут то, как будет формироваться городская Дума Нижнего Новгорода. В Нижегородской области есть некоторый опыт функционирования представительных органов власти, куда депутаты не избираются, а делегируются. Такая схема формирования Земских собраний районов с 2010 года действует в 17-20 территориях из 50. Это очень разные районы по своему экономическому развитию, по площади и численности населения, а также по удаленности от Нижнего Новгорода. Это, с одной стороны, Кстовский и Балахнинский районы, с другой – Варнавинский и Гагинский. Где-то посередине Лысковский район. Но в большинстве своем – это так нзываемые «тоталитарные» районы. Эта схема выбрана теми руководителями районов, которые непопулярны в народе, и могут удержать свою власть только при двойной фильтрации депутатов. Первый фильтр – это выборы в поселковые советы, где действующие на момент выборов главы поселков по-максимуму отсекают неугодных. А второй фильтр – это отсечение нелояльных депутатов при делегировании представителей поселков в Земское собрание. В такой ситуации оппозиции крайне трудно сформировать большинство в подавляющем количестве поселков, чтобы сменить районную власть. Недовольство населения властью через эти два фильтра блокируется, а на первый план выходит административная составляющая. А именно, кого хочет власть протащить в Земское собрание, те туда в основной массе и попадут. Неудобные, нелояльные, самодостаточные депутаты останутся в явном меньшинстве, если вообще пройдут через двойной фильтр.
Но тут есть большая разница. Одно дело политизированный, относительно активный, мобильный Нижний Новгород, другое дело – «тоталитарные» неразвитые районы, где нет ни политики, ни экономики, ни бизнеса. Мы, например, видим, что в Кстовском или Балахнинском районах схема двойной фильтрации, делегирования в Земское собрание работает плохо. Там общественность лихорадочно ищет выход для пара, а его нет. И тогда возникают либо попытки отсигналить ситуацию через ликвидацию гордумы Балахны, либо через конфликты властных органов Кстовского района и города Кстово. В Нижнем Новгороде эта насквозь административная, тоталитарная схема тем более приведет к социальному напряжению. Ведь давно замечено, что если в парламентах тихо, то на улице становится шумно...
К сожалению, опыт 17-20 территорий показал, что метод делегирования губителен для нормальных политических процессов. А там, где нет реальной политики, столкновения точек зрения, соответствия настроений населения и приоритетов власти, там нет и эффективности управления. Зато в избытке мздоимство и лихоимство, по сути, засилье бюрократии без контроля народа его представителей.
Какой будет новая гордума?
Областная власть открыто поддерживает эти трэнды в изменении законодательства. Региональная власть наконец-то получает то, о чем она давно мечтала. Контроль над городской властью. Мол, системное противостояние «губернатор – мэр областного центра» уходит в прошлое. Губернаторы одержали-таки победу.
Кто против? В первую очередь, это главы МСУ мегаполисов и депутаты городских дум. Их реальное влияние уменьшается. До сих пор они – в основном представители бизнеса – были лоббистами как своих личных интересов, так и своих избирательных округов. Для депутатов было принципиально важно, что круг этих избранных узок. А после введения новой схемы в Нижнем Новгороде окажутся уже не десятки, а сотни депутатов двух уровней. Девальвируется статус, вес «корочек». Сейчас это закрытая каста, «ватага веселых миллионеров», а завтра там могут оказаться любые «ребята с нашего двора».
При этом действующие депутаты гордумы Нижнего Новгорода как никто понимают, что усиливается власть администрации, что парадоксально. Городских депутатов станет меньше, и ими легче будет управлять. А районных депутатов будет слишком много, и ими будет легче манипулировать. В том числе из-за их неподготовленности и немотивированности разбираться, например, в сложных бюджетных вопросах.
Против новой схемы выступает и глава МСУ Нижнего Новгорода Олег Сорокин. Он говорит о разорванности единого городского пространства в данной ситуации. И это правильно. Все мы видели, как хорошая дорога на территории одного сельского района превращается в «направление» при пересечении границы другого сельского района. Но главная причина тут в другом. Если сейчас глава МСУ сравним по влиянию с главой администрации, а то и выше его, то завтра глава МСУ превратится окончательно в председателя административно подобранной гордумы, а глава администрации города трансформируется в замгубернатора. Глава МСУ останется как бы в муниципалитете, а глава администрации станет «государственником». Тот, кто хочет реально рулить в Нижнем Новгороде, должен стремиться не в главы МСУ, а в главы администрации!
Стартовые условия тут лучше у того, кто контролирует сейчас глав администраций районов. Они будут создавать новые органы представительной власти. И в этом плане Олег Кондрашов занял более выгодную позицию, чем Олег Сорокин. И что теперь Сорокину делать?
Возникнет восемь мини-мегаполисов
Нынешние депутаты гордумы Нижнего Новгорода – это в основном опытные, знающие профессионалы. Ими невозможно или очень трудно управлять директивно. С ними обычно оформляют гласные или негласные договорные отношения. Тем более, что у депутатов есть поле для маневра. Они могут ориентироваться либо на главу МСУ Нижнего Новгорода Сорокина, либо на главу администрации города Кондрашова, либо на обоих вместе.
Сейчас эти «большие люди» в первую очередь «завязаны» на городскую власть и лишь во вторую – работают с главами администраций районов.
Теперь нужно корректировать тактику, устанавливая «договорные» связи с районными главами администраций. Только это позволит пройти двойной фильтр и избраться в гордуму нового варианта. Конечно, есть «революционный путь», когда депутат сам, или объединяясь с коллегами из своего района, проводит большинство своих людей в районную думу и с позиции силы решает вопрос о власти. Но этот вариант возможен только, пожалуй, в Автозаводском районе. При этом, имея некие договоренности с главами администрации, сегодняшние депутаты могут выбрать и другой путь: не стремиться опять в гордуму Нижнего Новгорода, которая будет слабее сегодняшней, а пытаться занять пост главы МСУ района. То есть обменять мандат депутата гордумы на место «первого парня на районе».
Если подходить по гамбургскому счету, то нынешняя гордума не оправдала своего исторического предназначения. Она не добилась отчетности главы администрации города. В этом плане изменения назрели.
С другой стороны, мы можем получить разнонаправленное и разноскоростное развитие районов Нижнего Новгорода, имея восемь мини-Нижних. И сейчас районы развиваются неравномерно. Но теперь это будет еще рельефнее. Их разнонаправленность будет узаконена. Видимо, в проигрыше останутся Приокский район в верхней части города и Сормовский, Московский и Ленинский районы в нижней части, то есть бывшие промышленные территории. Скорее всего, обострятся и проблемы окраин Нижнего Новгорода.
Раз уж принимается решение о разделении города на восемь частей, то следовало бы избирать мэров районов всенародно. Тогда бы мы все брали на себя ответственность за районы Нижнего, где и живем.
Виктор ДЕМЕНЕВ

Запись опубликована в рубрике Страсти по власти. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий: Реформа МСУ: аргументы за и против

  1. Сергей говорит:

    Автор затронул сложнейший вопрос и какое-либо прогнозирование сейчас очень проблематично. С точки зрения дилетанта если сохранится вертикаль власти, то работать будет она — это безусловно. Все остальное расширение в стороны — это только полит игры и дополнительные бюджетные траты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *