В ДУМНО «доктора» прислали

Газета «Ленинская смена» немало способствовала тому, чтобы этот человек появился в Нижнем Новгороде
5 февраля указом муфтия России – шейха Равиля Гайнутдина – главным имамом Соборной мечети (пл. Сенная) назначен Гаяз-хазрат Фаткуллин. Газета «Ленинская смена» немало способствовала тому, чтобы этот человек появился в Нижнем Новгороде. Сыграла роль серия публикаций о скандале в Духовном управлении мусульман Нижегородской области. Сигналы, поступающие от журналистов «ЛС», о затяжном кризисе, злоупотреблениях в ДУМНО были услышаны в Совете муфтиев России. Наверху стало очевидно: в местной мусульманской общине неуправляемым образом развивается конфликт, в котором по одну сторону оказались руководители Духовного управления, поддерживаемые чиновниками региональной власти и силовыми структурами, по другую – авторитетный религиозный лидер Умар Идрисов, представляющий интересы старейшин ДУМНО.
Вскрыть «нарыв» было важно, иначе бы руководство ДУМНО до сих пор имитировало благополучие внутри организации (раскачивали бы руками вагон и убеждали окружающих, что все едут вперед). Неизвестно, во что бы вся эта «дурилка картонная» в итоге вылилась. Может даже, в один не самый прекрасный день и обернулась бы социальным взрывом. И вот нам в помощь «доктора» прислали...
В Нижний Новгород Гаяз-хазрат Фаткуллин пожаловал в высоком статусе заместителя председателя Совета муфтиев России. Кроме того, с 2002 года он является муфтием и председателем Единого духовного управления мусульман Красноярского края. А будучи человеком тонким, дипломатичным, учтивым, Гаяз представляется идеальной фигурой на роль «миротворца», призванного погасить конфликт, не ущемляя интересов сторон. Теперь можно смело заявить: скандала в мусульманской общине, импульсом которого стала драка прихожан из села Рыбушкино (Краснооктябрьский район) в мечети «Тауба» (Автозаводский район), больше не существует!
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию беседу с Гаязом Фаткуллиным. Символично, что первое интервью в Нижегородской области уважаемый имам дал именно «Ленинской смене».
«АНТИКРИЗИСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ»
— Гаяз Талгатович, несколько дней назад Вы приступили к исполнению обязанностей имама Соборной мечети. Каковы первые впечатления от увиденного в Нижнем Новгороде?
— Хоть и являюсь уроженцем города Дивногорск Красноярского края, в Нижегородской области я не новичок. В 1996-99 годах я проходил обучение в Нижегородском исламском медресе «Махинур». Здесь у меня много друзей, здесь живут родственники жены. Так что никаких проблем с адаптацией у меня нет.
Если же говорить о впечатлениях, то первое, что сразу бросилось в глаза, — это настроение людей. Они устали от публичной шумихи, свалившейся в результате скандала. Сейчас нам всем следует перешагнуть через это, по возможности забыть и начать работать на позитив. Надо двигаться вперед. И для этого сегодня есть все условия.
— Справедливо ли предположение, что Вас направили в Нижегородскую область как своего рода «антикризисного управляющего»?
— Отчасти такая оценка справедлива. Я действительно приехал, чтобы разобраться в ситуации, понять причины кризиса и наметить пути выхода из него. У меня достаточно полномочий, знаний и опыта для этого.
Пока, конечно, я не могу точно сказать, когда нам удастся переломить ситуацию, ведь я только появился в Нижнем, и необходимо время, чтобы выработать пути решения проблемы. Но на данный момент очевидно одно: были допущены системные ошибки. Хорошо, что они вскрылись именно сейчас, когда болезнь еще не дала «метастазы». А началась она с конфликта внутри ДУМНО.
— Как Вы думаете, что стало причиной конфликта?
— Не хочу торопиться с выводами и вешать ярлыки. ДУМНО – саморегулирующаяся организация. В Нижегородской области есть все, чтобы мусульманская община была консолидирована. Однако стороны пока не очень понимают друг друга. На мой взгляд, виной тому чрезмерные амбиции отдельных личностей. Конечно, руководитель должен быть честолюбивым человеком. Но важно, чтобы частный интерес не преобладал над общественным. Нужно контролировать амбиции, уметь договариваться.
Конфликт в Духовном управлении не идеологический, не антагонистический. Это, прежде всего, конфликт личностей. Все остальное – уже его производные.
ВЛАСТЬ И РЕЛИГИЯ: СИТУАЦИЯ НЕПРИЯТНО НАКАЛЯЛАСЬ
— Не секрет, что противостояние внутри нижегородской уммы дошло до того, что мусульмане писали на единоверцев «доносы» в правоохранительные органы. Как Вы это оцениваете?
— Знаете, до 1918 года в России действовали суды шариата и царские суды. В 90 процентах случаев мусульмане решали внутренние разногласия именно внутри общины, не прибегая к помощи светского правосудия. Конечно, есть вопросы, которые можно решить только так. Но сейчас мы видим, что люди не могут договориться в рамках ДУМНО и считают целесообразным прибегать к помощи третьих сил. Получается, они используют силовиков в качестве инструмента, помогающего одержать верх во внутриобщинном конфликте. Не думаю, что все это правильно.
— Известно, что нынешним главой ДУМНО Закировым подписывались заявления с просьбой привлечь к уголовной ответственности Умара Идрисова, человека, стоявшего у истоков создания мусульманской общины Нижегородской области…
— Мы не можем так относиться к уважаемым людям, имеющим авторитет в умме, внесшим вклад в развитие мусульманства. Эта позиция консолидированная. И это одна из причин, по которой я здесь.
— А как Вы оцениваете фактор вмешательства светской власти в данной ситуации?
— В России конфессии отделены от государства. Поэтому я полагаю, что пока внутри религиозной организации нет экстремизма, нет и причин для вмешательства извне. В нашем Духовном управлении ростков экстремизма не наблюдается. При этом есть все необходимые механизмы, чтобы самостоятельно найти выход из кризиса.
Кроме того, не считаю правильным, когда власть слушает и принимает одну из сторон конфликта внутри религиозной организации. Не исключено, что это происходит из-за каких-то личностных симпатий и антипатий.
При этом я не говорю, что ДУМНО не должно сотрудничать со светской властью. Напротив, это просто необходимо! Посмотрите, что сейчас происходит на Украине, что происходило в арабских странах. А ведь религия служит объединяющим фактором для людей. Только работая совместно, мы можем добиться стабильности, спокойствия в обществе.
Кстати, у нас в Едином духовном управлении мусульман Красноярского края имеется положительный опыт взаимодействия с другими религиозными конфессиями, с органами государственной власти и с общественными организациями. Уверен, полученные там навыки и знания помогут мне и в Нижегородской области.
Я уже побывал на приеме у заместителя губернатора Нижегородской области Сергея Александровича Потапова. Будем продолжать работу в этом ключе – доносить до власти свою точку зрения. Надеюсь, диалог сложится конструктивный.
— Гаяз Талгатович, думается, одна из вероятных причин вмешательства светской власти и, в частности, силовых структур во внутренние дела религиозных организаций – наличие финансовых злоупотреблений. В различных СМИ (в том числе федеральных) неоднократно звучала информация, что в ДУМНО в этом плане, мягко говоря, все не было чисто и гладко. Вам что-то известно о данных фактах?
— Конечно, я читал все публикации. Пока у меня нет фактов, чтобы делать какие-то конкретные выводы. Хотя в народе говорят: «Дыма без огня не бывает». Есть ощущение, что здесь что-то складывалось не так. По мере вхождения в должность буду разбираться в ситуации, получать новую информацию. Пока же я не готов давать оценки.
— Говорят, что еще одной «болевой точкой» в нижегородской мусульманской организации является «национальный вопрос». Будто происходит перераспределение влияния от «титульной» татарской общины в пользу приезжих из Средней Азии, с Кавказа. Такая проблема действительно существует?
— Знаете, на сегодняшний день я не вижу здесь никакой проблемы. Если представители других этносов хотят упрочить в нашей мусульманской общине свое влияние, то почему нет? Но пусть они сначала докажут, что их амбиции имеют веские основания, как татары, которые во все времена защищали веру на этой земле, служили миру и стабильности.
А мы, в свою очередь, готовы помогать адаптации трудовых мигрантов посредством ислама. В том числе и в Соборной мечети. Ведь все мы – мусульмане. Ислам объединяет людей разных национальностей, а не разобщает их. Мечеть – это дом Бога, а не штаб-квартира каких-то диаспор.
ИСЛАМ КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ
— Каковы Ваши краткосрочные и долгосрочные планы?
— Прежде всего, моя задача – служить распространению традиционного, не радикального ислама, который является в России стабилизатором общественной жизни.
Конечно, необходимо работать над консолидацией уммы, ни в коем случае не допустить раскола. Будем совместно искать точки соприкосновения, выстраивать диалог, направленный на позитив и комфортное существование всех членов ДУМНО. Нижегородские мусульмане всегда служили образцом для подражания. Сегодня необходимо преодолеть все трудности и возродить эти традиции. Такую задачу передо мной поставил верховный шейх Равиль Гайнутдин. И с помощью Всевышнего задача обязательно будет выполнена.
Безусловно, в качестве имама Соборной мечети я буду делать все для ее развития. Будем готовиться к празднованию 100-летия Соборной мечети – это будет в 2015 году. Ведь красота храма подчеркивает красоту души народа. Неслучайно говорят: если храм пуст, то и душа народа пуста…
— В заключение что бы Вы хотели пожелать нашим читателям и прихожанам?
— Прежде всего, я хочу пожелать всем читателям вашей газеты, вне зависимости от их религиозных предпочтений, как можно больше любви, добра и милосердия, которых зачастую так не хватает в нашей жизни.
А прихожанам хочется пожелать единства. У всех нас одна вера. И это главное!
Ефим БРИККЕНГОЛЬЦ

ДЛЯ СПРАВКИ
Гаяз-хазрат Фаткуллин родился 30 июня 1974 года в г. Дивногорске Красноярского края в семье строителя и учительницы. В 1996 году поступил в Нижегородское исламское медресе «Махинур», которое успешно окончил в 1999 году, продолжил образование на факультете шариата в Российском исламском университете. В 2001 году был избран председателем Совета мусульман Красноярского края, а в 2002 году муфтием и председателем независимого Единого духовного управления мусульман Красноярского края. В 2002 году поступил на исторический факультет Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева, который окончил в 2007 году по специальности «Учитель истории». В 2006 году поступил в Московский исламский университет, который окончил с отличием в 2010 году. В 2009 — 2012 годах учился в Российской академии государственной службы при Президенте РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление», специализация «Государственно-конфессиональные отношения». Владеет арабским, татарским, турецким, английским языками. Женат, воспитывает сына и дочь.

Запись опубликована в рубрике Социум с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: В ДУМНО «доктора» прислали

  1. Алексей Б. говорит:

    Гаяз-хазрат служил в армии в Иркутской области, войска связи. Биография подробно изложена в Википедии. Просьба: перед тем, как называть скользким типом муфтия Красноярского края хотя бы наберите в поисковике имя и фамилию.

    Вера, напишите название сайта, где Вам хамили. Я не мусульманин, но неоднократно лично обращался к Гаязу, всегда очень уважительное отношение.

  2. Вера говорит:

    Да, согласна с предыдущим комментатором. Еще напрягает и пугает совершенно хамское и оскорбительное обращение и отношение к просителям и посетителям мусульманского сайта данного гражданина. На звонки и письма не мусульман сначала дается ложная информация, а потом они игнорируются.

  3. Алексей говорит:

    Какой-то скользкий тип: постоянно обучается в двух учебных заведениях. Особо напрягает поступление в 22 (!) года в медресе. А в Российской Армии уважаемый муфтий служил? Если нет, то почему? Он — публичный человек, пусть изложит свою биографию, вечно учащийся. Православный.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *