Куда катится нижегородский театр кукол?

Почему-то первое, что приходит в голову в связи с нынешней ситуацией в театре, так это поговорка «рыба гниет с головы»
В 80-е годы Нижегородский театр кукол слыл одной из лучших сценических площадок областного центра. Люди старшего поколения помнят, что кукольный считался театром престижным, билетов туда было не достать! В 1997 году за выдающиеся заслуги в театральном искусстве театру было присвоено звание «Академический» — единственному из периферийных театров в России. Теперь же театр превращается, по сути, в музей своего былого величия. Почему так происходит? Постараемся ответить на вопрос.

Почему-то первое, что приходит в голову в связи с нынешней ситуацией в театре, так это поговорка «рыба гниет с головы». Известно, что театр, хоть, может, и начинается с вешалки, но его успешность главным образом зависит от профессионализма и инициативности руководителя.
В Театре кукол три года назад появился новый директор – Максим Крохин. Человек достаточно молодой, и была надежда, что энергичный. Правда, оптимизм, связанный с этой персоной, сразу представлялся сдержанным. Всем памятны голодовки и скандалы между творческим коллективом и руководством ТЮЗа, как раз в то время, когда Крохин возглавлял этот театр (лето 2009 года).
Сегодня можно констатировать, что и Кукольный театр с приходом Крохина видит так же мало позитивного.
Театр работает больше по инерции, эксплуатируя старые идеи, наработки, былые заслуги. В коллективе не чувствуется желания внедрять что-либо новое. Тревожные тенденции становятся заметны невооруженным глазом, причем не только персоналу тетра, но даже публике. Обозначим самые важные из них.
Во-первых, в Театре кукол не то что премьеры, даже сами спектакли становятся довольно редким явлением. Так, на март их было запланировано всего около десяти. В основном постановки идут по субботам и воскресеньям. В Нижегородском театре «Комедiя» в месяц играется порядка 20 спектаклей. А в драмтеатре им. Горького – более трех десятков! Причем, к примеру, спектакли для взрослых в Театре кукол играют в лучшем случае раз в месяц!
А ведь именно вечерние спектакли всегда были «прорывной фишкой» Кукольного. «Бравый солдат Швейк» и прочие спектакли для взрослых зрителей традиционно собирали аншлаги. На вечерние спектакли стремились попасть не только горьковчане. Люди специально приезжали из других городов посмотреть эти постановки. Кстати, билеты буквально невозможно было достать в то время даже в службе предварительного заказа.
Сегодня мы наблюдаем слабое обновление репертуара. Нынешней весной планируются только две премьеры. Причем обе эти постановки рассчитаны на детскую аудиторию. Главным образом театр держится за счет «старых дрожжей». Одни и те же спектакли играют уже на протяжении нескольких десятков лет. Один раз вышел вообще шокирующий случай: спектакль шел под фонограмму сорокалетней давности. Потому что люди, некогда озвучившие эту постановку, уже… умерли. А ничего нового на замену в театре придумать не смогли или не захотели. «Курьезы сквозь слезы?»
Закостенелому консерватизму театра способствует отсутствие выездов на гастроли. Труппы уже несколько лет не выезжают за пределы Нижегородской области. Известно, что гастроли – это не только дополнительный заработок, но и возможность обмена опытом. А ведь когда-то Кукольный театр буквально гремел на весь мир. Спектакль «По щучьему велению» получил Гран-при на Международном фестивале театров кукол в Венгрии. Нижегородцы собирали аншлаги во Франции, в Испании, в Бельгии, в США…
Самое обидное, что предложения отправиться на гастроли или поучаствовать в каком-нибудь фестивале появляются. Но директор отмахивается от них, как от назойливых мух. Под тем предлогом, что творческому коллективу просто никуда ехать не охота. Дескать, и так все всех устраивает.
Да и потом, чтобы хотя бы приблизиться к былым успехам, надо перестраиваться, ломать репертуар, искать новые формы подачи и работы со зрителем. Но это никому не нужно. А зачем, так сойдет…
Но позвольте, не для того ли Крохина и назначили в Театр кукол, чтоб он расшевелил «забронзовевший» коллектив, став тем самым «свежим ветром перемен»? Не сложилось. А возможно, эта идея изначально была обречена на провал.
Ведь Максим Крохин – не театрал. Едва ли его можно назвать даже хозяйственником. Он – обыкновенный чиновник, пристроенный в Кукольный «отбывать номер». Не потому ли у него нет авторитета ни в актерской, ни в режиссерской, ни в продюсерской среде? А раз нет авторитета, то нет возможности влиять на ситуацию. Приходится плыть по течению и во всем слушаться разного рода «авторитетных товарищей».
Хотя, наверно, уместна другая крамольная мысль: а, может быть, Крохину и самому не хочется ничего менять в Кукольном театре? Зачем? Зарплата неплохая, должность непыльная. Лучшее, как известно, враг хорошего. При этом Крохин с упорством, достойным лучшего применения, проявляет себя конфликтным руководителем. Так было в ТЮЗе, так продолжается и в Театре кукол.
Крохина можно понять. Проработав почти всю жизнь в чиновниках, трудно изжить в себе старые привычки, изменить образ мыслей. Но тогда вопрос возникает уже к Министерству культуры: доколе можно доверять театры непрофессионалам? Может, пора уже начать делать ставку на творческих людей, для которых театр – это смысл жизни, а не способ выживания?.. Помните изречение «ищите искусство в себе, а не себя в искусстве»?
Как итог – театр продолжают покидать профессионалы. В частности, Владимир Чернов – заместитель директора Театра кукол, человек энергичный, творческий, креативный, но дорабатывает на этой неделе последние дни. Он стал автором множества интересный идей, позволяющих Театру кукол совершить прорыв. Но на предложение меняться, чтобы соответствовать вызовам времени, от директора всегда можно услышать только одно: «нам это не надо». Терпение творческих людей не безгранично. Кто-то будет следующим?..
Мы следим за развитием ситуации в Кукольном театре.
Ефим БРИККЕНГОЛЬЦ

Запись опубликована в рубрике Журналистское расследование. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: Куда катится нижегородский театр кукол?

  1. олег валентинович говорит:

    хорошее место под торгово развлекательный центр

  2. А стоит ли? говорит:

    И да, вы как профессионал только что оскорбили всех работников Театра Кукол.((( — Мы следим за развитием ситуации в Кукольном театре — Театр Кукол и Кукольный театр абсолютно разные понятия.))) — это к слову о не театральном образовании.

  3. А стоит ли? говорит:

    в) и по поводу фестивалей (общедоступным языком) — кто согласится по собственной воле пересесть из внедорожника в запорожец

    8) Самое обидное, что предложения отправиться на гастроли или поучаствовать в каком-нибудь фестивале появляются — помнится на постаноку одного спектакля выделили конкретную сумму, а в театр пришла меньшая.

    9) Под тем предлогом, что творческому коллективу просто никуда ехать не охота. Дескать, и так все всех устраивает. — кто уже пересел на запорожец?

    10) Но позвольте, не для того ли Крохина и назначили в Театр кукол, чтоб он расшевелил «забронзовевший» коллектив, став тем самым «свежим ветром перемен»? -рокировочку ТЮЗ-НГАТК ещё не забыли? сами ответьте на вопрос...

    11) Приходится плыть по течению и во всем слушаться разного рода «авторитетных товарищей». — уж не на А. И. Мишина ли вы намекаете? Так вам до него как «до луны раком».

    12) При этом Крохин с упорством, достойным лучшего применения, проявляет себя конфликтным руководителем — простите не слышал о каком либо конфликте коллектива и директора.

    13) Но тогда вопрос возникает уже к Министерству культуры: доколе можно доверять театры непрофессионалам? — ваше образование имеет отношение к театру? Крохин вроде юрист и экономист, чего вроде бы (простите за тафтологию) достаточнео для сопровождения театра, а на остальные вопросы есть бухгалтерия, администраторы, вахтёры актёры, художественный руководитель и все остальные работники которых я не вспомнил (в том числе и с театральным образованием)...

    14) Может, пора уже начать делать ставку на творческих людей — (только без мата, только без мата — аутотренинг) актера или режиссёра директором (кухарку управлять государством)? Ба, да у вас милейший похоже давно уже крыша «в пути» да и кстати если вас назначить директором, то Театр превратится в концертный зал! Дешёвый авторитет по театрам в которые вы привозите один из коллективов «Барбариков», «Лунчиков» и.т.д ни Крохину, ни театру не требуется...

    15) Как итог – театр продолжают покидать профессионалы. В частности, Владимир Чернов — рыбки, камера, двери и.т.д. мы гораздо больше слов благодарности скажем Алексею, который сделал замечательные проекции к последним спектаклям (хоть не все их и любят)

    16) Он стал автором множества интересный идей, позволяющих Театру кукол совершить прорыв. — идеи или рекламные кампании конкретных фирм? «Икея»?

    17) Но на предложение меняться, чтобы соответствовать вызовам времени, от директора всегда можно услышать только одно: «нам это не надо». — начинаем вспоминать историю театра кукол, точнее Уральскую зону и последние фестивали кукольников в России и за рубежом (плавали, знаем). Только в Нижнем Новгороде осталось подавляющее большинство классических спектаклей с куклой (чаще тростевой и перчаточной). а работу с предметом вы можете «получить» обратившись в любое event-агентство

    18) Кто-то будет следующим?.. —

    а) есть такая шутка в театре (прошу не судить строго т.к. не помню дословно) — вынесут вперёд ногами

    б) слава богу что вас в театре уже не будет

    19) предложение меняться, чтобы соответствовать вызовам времени — опыт не пропьёшь (лёгкий сарказм)...

    20) Мы следим за развитием ситуации в Кукольном театре. — а мы следим за вами и вашей работой на театральном поприще!..))

    p.s. очень люблю спорить. а тут хоть повод дали.)))

    Отъефим БИСБРИККЕНГОЛЬЦ

  4. А стоит ли? говорит:

    1) Почему-то первое, что приходит в голову в связи с нынешней ситуацией в театре, так это поговорка «рыба гниет с головы» — А хвост в лице В. М. Чернова «решил уйти» (сократиться) по причине отсутствия с момента начала его работы (да и кстати Чернов пришёл с Крохиным во время рокировки ТЮЗ-НГАТК к слову) ставки зам. директора по общим вопросам, которую он занимал...

    2) В Театре кукол три года назад появился новый директор... — причину рокировки Крохина и Горьянова вспомните и додумайте сами.

    3) Сегодня можно констатировать, что и Кукольный театр с приходом Крохина видит так же мало позитивного. — В. М. Чернов а сколько вы получали на отсутвующей ставке?

    4) Во-первых, в Театре кукол не то что премьеры, даже сами спектакли становятся довольно редким явлением. Так, на март их было запланировано всего около десяти. — наглая ложь, один из самых нагруженных месяцев по спектаклям (просим в гости)

    5) Нынешней весной планируются только две премьеры — Названия в студию.

    6) Один раз вышел вообще шокирующий случай: спектакль шел под фонограмму сорокалетней давности — пока ещё не щёл, и да кстати Пушкин к слову умер гораздо более 40 лет назад, но сказки его до сих пор живы...

    7) Закостенелому консерватизму театра способствует отсутствие выездов на гастроли. —

    а) согласен, дай бог памяти 2008 год в сентябре была вроде Болгария, но могу ошибаться т.к. может и Испания со спектаклем «Слонёнок»

    б) посчитайте сколько денег теряет государственное учреждение минимум за неделю если не две простоя

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *