ЗСНО: 20 лет служения народу

27 марта 2014 года исполняется 20 лет Законодательному собранию Нижегородской области. В 1994 году была эпоха перемен, можно сказать, революционное время. 2014 год — это, пожалуй, апогей политической стабильности. И все-таки у Заксобрания первого созыва и Заксобрания сегодняшнего (пятого созыва) много не только различий, но и общего. Давайте посмотрим, как нижегородский парламентаризм, изменяясь, сохранял свой облик

От творческого реализма к реальному творчеству
В первом созыве ЗСНО по списку было 45 депутатов. Изначально избрались только 32. Потом еще 12 депутатов были избраны в результате довыборов. Тогда не было партийных списков. Зато в составе Законодательного собрания оказался 21 представитель исполнительной власти – главы администраций муниципалитетов. Многие из них до сих пор считают, что было правильно, когда главы администраций имели возможность избираться в ЗСНО. И принято ошибочное решение лишить их этого права.
Сейчас в Заксобрании, как известно, 50 депутатов. Из них 25 – межоритарии, а 25 – списочники, представители партий. Сегодня действует принцип – «выборы состоятся при любой погоде» — поэтому сразу формируется полный состав представительного органа власти. А по сути формирования депутатского корпуса главное отличие обозначено: были главы администраций, а сейчас в основном представители бизнеса, в партсписках в особенности.
Деятельность депутатов первого созыва можно охарактеризовать как «опережающее» нормотворчество в отношении федерального законодательства. Во время первого созыва на заседаниях заксобрания царила атмосфера «творческого реализма». Депутаты исходили из необходимости решения самых насущных проблем, осложненных тем, что не существовало соответствующей федеральной законодательной базы.
Это подтверждает и депутат 1-го и 2-го созывов, ныне управделами ЗСНО Александр Николаевич Захаров: «Законодательную базу пришлось создавать буквально заново, и основная сложность заключалась в том, что никаких прототипов не было, да и не могло быть. Поэтому этот период работы я вполне могу назвать творческим».
Заместитель председателя ЗСНО 1-го созыва Сергей Кимович Маков уточняет, что это была и «атмосфера наивного романтизма». Романтизм объяснялся ощущением полной свободы. Идеи витали в воздухе. Маков вспоминает, что «доходило до того, что депутаты серьезно обсуждали возможность создания региональной компании по продаже вооружения, производимого на предприятиях области. Это объяснялось и полным отсутствием опыта работы в условиях разграничения полномочий органов власти».
На заседании клуба парламентских журналистов, где присутствовали четыре из пяти председателей Законодательного собрания Нижегородской области, также вспоминали, как в те годы было принято решение о выпуске областных денег – «немцовок». Вот такие были времена.
Если же кратко говорить о современном этапе работы Законодательного собрания Нижегородской области, то он характеризуется, как время совершенствования законодательства. Системообразующие законы, в основном, приняты. По итогам мониторинга вносятся изменения в действующие, они приводятся в соответствие с федеральным законодательством. Таким образом, законы, принимаемые 5-ым созывом, направлены на повышение качества региональной нормативной правовой базы.
Нужно отметить, что к 5-му созыву произошло установление определенного баланса в части авторства законодательных инициатив: выдвиженцем до двух третей проектов законов является губернатор Нижегородской области.
«Вечные темы» Заксобрания
В то же время, как это ни парадоксально, у ЗСНО 1-го и 5-го созывов много общего. На первом заседании Заксобрания 1-го созыва от 12 апреля 1994 года были образованы девять комитетов: 1. По бюджетной, финансовой и налоговой политике; 2. По экономической политике; 3. По аграрной политике и земельной реформе; 4. По социальной политике; 5. По международным и межрегиональным связям; 6. По вопросам местного самоуправления и связям с общественностью; 7. По правовой политике и работе с военнослужащими; 8. По информационной политике и средствам массовой информации; 9. По экологии, природным ресурсам и природопользованию. Также была постоянная комиссия по этике и регламенту.
Что тут изменилось за 20 лет? По сути очень мало. На самом деле, абсолютно новым по отношению к 1994 году является комитет по вопросам градостроительной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса. Это означает, что 20 лет назад главные векторы законотворчества и развития Нижегородской области были выбраны правильно, и они сохранены до сих пор.
Некоторые эксперты и депутаты первого созыва называют 1-ый созыв ЗСНО аграрным. Но и сейчас все депутаты неизменно поддерживают сельское хозяйство. В шутку можно сказать — это один из примеров того, что чем больше перемен, тем больше все остается по-старому?
Любопытно, что депутатский состав и тогда, и сейчас формировался в чем-то схоже. Несмотря на «революционное время» первой половины 90-ых, в ЗСНО 1-го созыва нижегородцы проголосовали, в основном, за хорошо известных им людей, тех, кто реально мог влиять на положение дел в округах. То же самое происходило и при избрании депутатов 5-го созыва в 2011 году.
Есть очень много интересных «пересечений» в работе ЗСНО-1994 и ЗСНО-2011. Им пришлось решать сходные задачи, но на разных витках развития. Например, в Заксобрании первого созыва был принят закон «О выборах губернатора». Если я не ошибаюсь, в Нижегородской области  в 1995 году были проведены первые губернаторские выборы путем всенародного голосования. И ЗСНО нынешнего созыва приняло закон о прямых выборах губернатора. До того губернатор Валерий Шанцев дважды наделялся полномочиями губернатора области по представлению Президента России.
В ЗСНО-1994 был принят областной закон «О местном самоуправлении». Сейчас Заксобрание готовится обсуждать законопроекты, связанные с очередной реформой местного самоуправления.
В числе наиболее актуальных проблем, потребовавших вмешательства нижегородских законодателей 5-го созыва, — возможность подъема Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров. Интересно, что и депутаты Заксобрания первого созыва тоже сталкивались с этим вопросом.
Еще одна общая деталь состоит в том, что к ЗСНО 1-го созыва и к ЗСНО 5-го созыва были и есть доброжелательные отношения со стороны губернаторов. Тогда речь шла о Борисе Немцове и Иване Склярове, а сейчас речь идет о Валерии Шанцеве.
Двадцать лет назад самостоятельность законодательной власти, положения о разграничении полномочий с исполнительными структурами не подвергались сомнению. Достаточно вспомнить действовавшее ранее положение Устава Нижегородской области о том, что областные законы подписываются председателем собрания и губернатором. При определенных условиях закон мог вступить в силу и без подписи губернатора.
На вышеупомянутом заседании клуба парламентских журналистов с четырьмя председателями ЗСНО приводился случай, когда депутаты преодолели вето губернатора Бориса Немцова на областной закон «О нотариате». И тогда губернатор все-таки подписал закон, несмотря на внутреннее несогласие.
Сейчас взаимоотношения регламентированы иначе. Но губернатор с уважением относится к ЗСНО, присутствуя по возможности на всех пленарных заседаниях Заксобрания, а также на заседаниях фракции «Единая Россия» в ЗСНО.
Времена не выбирают…
Как говорится, «времена не выбирают, в них живут и умирают». Работа первого созыва началась в трудное для страны время: промышленные предприятия работали без оборотных средств, сельское хозяйство – без финансирования, местное самоуправление работало без правовой базы. Главным в такой обстановке было без эксцессов перейти из плановой системы экономики в рыночную. Сейчас мы видим в определенной степени и обратный процесс – огосударствление некоторых секторов экономики, элементы плановости, возврат к государством сформулированной промышленной политике.
Но в чем-то и сейчас решаются схожие проблемы по стимулированию инвестиций и инноваций промышленности, поддержке сельского хозяйства, изменения правовой базы местного самоуправления.
Если что-то и меняется, то это те люди, которые представляют население Нижегородской области. Уже говорилось о том, что за 20 лет Заксобрание возглавляли пять председателей: Анатолий Козерадский, Дмитрий Бедняков, Евгений Лебедев, Евгений Люлин, Виктор Лунин. Все они достойно руководили Заксобранием Нижегородской области, которое все эти 20 лет являлось одним из лучших, если не лучшим, в Российской Федерации.
В пятом созыве ЗСНО конструктивную роль объединителя всех депутатов успешно выполняет председатель Евгений Лебедев. Благодаря его грамотной линии удалось уйти от ситуации, когда непримиримые политические противоречия блокируют нормальную работу парламента и ставят барьеры. Лебедев прав, когда говорит: «При всех существующих различиях во взглядах большинство депутатов сегодня находят то необходимое конструктивное решение, без которого невозможны совместная плодотворная работа и эффективное развитие Нижегородской области».
В то же время председатель Лебедев отмечает и недостатки в работе ЗСНО. Одной из проблем он считает недостаток инициативы у ряда депутатов. А единственным депутатом всех пяти созывов является Николай Андреевич Пугин. Это можно назвать выдающимся достижением старейшины депутатского корпуса.
Мы поздравляем Заксобрание Нижегородской области с двадцатилетием служения нижегородцам!
Виктор ДЕМЕНЕВ

Запись опубликована в рубрике Экономика и жизнь. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *