Нижегородская промышленность: планы рушатся?

Из-за падения спроса «нижегородский автокластер» готовится сокращать людейКогда осенью 2013 года нижегородские депутаты и чиновники спорили об увеличении порога регионального госдолга, сторонники заимствований непременно указывали на растущие темпы промышленного производства в области. Якобы успехи инвестиционной политики, выразившиеся в создании новых производств, обеспечат нижегородской экономике процветание на ближайшие годы. Красивые цифры рисовались во всех отчетах министерства промышленности и в начале 2014 года. Однако на последнем заседании регионального правительства стало понятно, что намеченные планы могут рухнуть в один момент.
Дальше умалчивать о сложившейся ситуации было просто глупо: несколько нижегородских предприятий если и не находятся в предбанкротном состоянии, то, по крайней мере, вынуждены резко сокращать объемы производства, а вместе с этим и число работающих. В частности, эти проблемы затронули такие крупные предприятия автопрома, как ЗМЗ и ПАЗ. На первом из них под сокращение попали более полутысячи человек. Для такого города, как Заволжье, это, согласитесь, довольно много. Статистика по Павловскому автобусному заводу также не внушает оптимизма: сокращено 180 работников, под угрозой увольнения остаются еще около 400 человек. Предприятия работают в режиме сокращенной недели, в мае персонал отправят в корпоративные отпуска.
Флагман регионального производства – ОАО «Выксунский металлургический завод» (ВМЗ формирует до 20 процентов регионального бюджета) – планирует до конца апреля 2014 года сократить 119 человек. По данным министерства промышленности, по состоянию на 5 марта уже уволено 77 сотрудников завода.
Надо сказать, что для многих промышленных предприятий области подобное положение дел не является новым. Всем известно, например, что ГАЗ регулярно отправляет людей на январские каникулы. Да и многие другие заводы периодически «оптимизируют» загрузку своих мощностей. Тем не менее именно в этом году кризисные явления могут серьезно подпортить общую картинку в промышленности области. С одной стороны, региональные чиновники заявляют об увеличении объемов отгрузки продукции по итогам 2014 года, с другой – по многим направлениям ожидается спад. Министр Владимир Нефедов на заседании правительства озвучил эти отрасли: кроме автопрома, это медико-инструментальное производство, металлообработка, судостроение, а также легкая промышленность.
Причина сокращений во всех случаях одинакова: снижение потребительского спроса и, соответственно, заказов. Многие прочувствовали это уже давно, другие только сейчас. Нижегородское правительство, конечно, обещает подкинуть заказы, но ясно, что этой помощи будет недостаточно.
Не может не настораживать то, что список проблемных предприятий в регионе множится как снежный ком. «Электромаш», «РУМО», «Капролактам», ЗМЗ, ПАЗ, ВМЗ... Это уже не просто тревожный звонок, это показатель системности кризисных явлений. Если в ближайшее время не найти противоядие, то они охватят всю отрасль (за исключением разве что представителей естественных монополий). И тогда надеждам на промышленный рост не суждено будет сбыться. Как и надеждам на снижение госдолга Нижегородского региона. Рост социальной напряженности в этой связи – тема отдельного обсуждения.
Александр ВАНЕЕВ

Запись опубликована в рубрике Социум. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *