ДУМНО: виден ли выход из конфликта?

Старейшины Нижегородской Соборной мечети собираются объявить бойкот ряду представителей ДУМНО и участникам бесчинств в мечетях
Похоже, нижегородская мусульманская община все же наконец-то
начала выходить из затянувшегося внутрисистемного кризиса,
вставая на путь самоочищения и консолидации. Придти
к столь смелому выводу позволяют события,
произошедшие в умме на минувшей неделе.
ДУМНО берут под контроль
5 февраля в Нижнем Новгороде состоялось первое заседание попечительского совета Духовного управления мусульман региона. Хотя идея создания такой структуры родилась давно, ее появление стало во многом вынужденной мерой. На этом настаивал председатель ДУМЕР (Духовное управление мусульман европейской части России) шейх Равиль Гайнутдин. Не случайно на заседание приехала представительная делегация из Москвы во главе с руководителем аппарата Совета муфтиев России Рушаном-хазратом Аббеясовым.
По сути, попечительский совет призван стать своего рода контролирующим органом, способным пресечь зло-употребления в финансово-хозяйственной деятельности ДУМНО и остановить раскол в умме. Уже в первом выступлении заседания председатель оргкомитета по созданию попечительского совета известный нижегородский бизнесмен Надар Хафизов обозначил комплекс имеющихся проблем. По его словам, к региональному духовному управлению мусульман накопилось много претензий. Прежде всего, они касаются именно финансово-хозяйственной деятельности. Она непрозрачна и непонятна для «рядовых» членов уммы. По каким каналам в ДУМНО приходят деньги, как и на что они расходуются? Эти вопросы зачастую остаются без ответа. В управлении отчитываться на сей счет почему-то не принято. В таких условиях бизнесмены не хотят и не могут оказывать материальную помощь ДУМНО. «Нельзя содействовать тому, чего мы не понимаем», — подчеркнул Хафизов.
От себя добавим, что у сановников управления, видимо, есть причины не выносить на суд общественности свою «внутреннюю кухню». Достаточно напомнить хотя бы сомнительные истории с переносом на 30 метров забора в Соборной мечети, обошедшимся в один миллион триста тысяч рублей; с исчезновением из Фонда поддержки исламской культуры 50 миллионов рублей, которые по решению суда должен возвратить ИД «Медина»; с финансированием Нижегородского института имени Фаизханова, за несколько лет работы не подготовившего ни одного студента.
А есть еще и письмо бывшего председателя ЦРК ДУМНО Анвара Басырова председателю Совета муфтиев РФ Равилю Гайнутдину. Где рассказывается, как 2 миллиона 250 тысяч рублей, пожертвованные мусульманами на строительство Ярмарочной мечети, исчезли неизвестно куда. Басыров утверждает, что клич о сборе денег бросил тогдашний председатель РОМ Дамир Мухетдинов. А сборщиком средств была назначена его двоюродная сестра Дина Мухетдинова…
Словом, вопросы к руководителям ДУМНО есть. Причем, хотя оно порой даже чрезмерно концентрируется на финансовых вопросах, денег в общине все равно не хватает даже на повседневные нужды. «Отключены средства связи, того гляди электричество отключат!» — сокрушался Надар Хафизов.
Со слов участников заседания попечительского совета, в мечетях, особенно сельских, нет бухгалтеров, не ведется учет поступающих и расходуемых средств, не оформлены земельные участки.
Более того, работа, начатая 5-6 лет назад тогдашним председателем ДУМНО Умаром Идрисовым, по предоставлению старинным мечетям статуса объектов историко-культурного наследия, что позволяет сэкономить на их реставрации и содержании, сейчас практически заброшена. И умма рискует вовсе потерять эти храмы.
Пока нет никакой ясности, как эти проблемы будут решаться. Но, по крайней мере, они обозначены. И есть надежда, что попечительский совет, председателем которого был единогласно избран общественный деятель Рамиль Салихжанов, успешно поспособствует наведению порядка в ДУМНО.
Шейх разобрался в ситуации, чиновники — нет
В тот же день председателем и имам-хатыбом МРОМ «Соборная мечеть» был назначен Гаяз-хазрат Фаткуллин — выпускник нижегородского исламского медресе «Махинур». Он имеет также светское высшее образование, как педагогические, так и административно-управленческие навыки. Но главное, Гаяз Фаткуллин – это заместитель председателя ДУМЕР. Таким образом, шейх Равиль Гайнутдин, разобравшись в ситуации, по сути, поставил заслон попыткам руководства ДУМНО узурпировать власть в Соборной мечети на Казанской набережной. А ее имамом остался Умар Идрисов.
Кстати, собрание прихожан храма, на котором было объявлено о назначении Гаяза Фаткуллина председателем МРОМ, едва не увенчалось скандалом. Ведь туда вновь приехала «группа поддержки» Гаяза Закирова, в составе Рината Исламова, Халида Велемеева, Мансура Хусяинова и Тимура Нарафутдинова. Те самые, кто учинил потасовку в мечети «Тауба».
Однако прихожане были готовы к такому развитию событий. Совет старейшин Нижегородской Соборной мечети, в который входят уважаемые аксакалы, подготовил список «персон нон-грата», которым запрещен вход на собрания, проводимые в мечети, до тех пор, пока они не покаются в своих прегрешениях. По мнению старейшин, именно эти люди ответственны за раскол в умме, за беспорядки в мечетях, за финансовые нарушения в ДУМНО. В «черный список» попали Гаяз Закиров, Дамир Мухетдинов, А.М. Муслимов, М. Хусаинов, Х.А. Велемеев, В.Л. Велемеев, Р. Велемеев, Ренат и Вафа Ислямовы, Мунир Багаутдинов, Амир Юсипов, Дамир Каюмов, Асия Мухаметшина, Дина Нургалеева.
В итоге «самые горячие головы» на собрание просто не попали.  А силами прихожан без участия светских властей и правоохранительных органов удалось избежать провокаций и беспорядков. Благодаря этому были успешно избраны мутавалиат (попечители и служители) Нижегородской Соборной мечети и ее ревизионная комиссия, председателем которой стал Анвар Басыров. Против этого голосовал только Гаяз Закиров. Который, видимо, полагает, что должность председателя ДУМНО позволяет ему противопоставлять свое мнение позиции прихожан.
В целом же можно сказать, что нижегородская умма самостоятельно начала процесс самоочищения от скверны, которая точит ее в последнее время. И в этом мусульмане региона нашли полную поддержку со стороны председателя Совета муфтиев России шейха Равиля Гайнутдина. А вот позиция светских властей по-прежнему удручает. Чиновники ведут себя как слон в посудной лавке. Будучи убежденными атеистами, они зачем-то берут на себя роль арбитров в конфликте, возникшем внутри религиозной конфессии. Хотя какие это арбитры? Арбитраж подразумевает беспристрастное отношение к происходящему, а не бессовестное «подсуживание» одной из противоборствующих сторон!
Но в Нижегородской области светская власть готова слышать исключительно действующих руководителей ДУМНО. Как будто высокий сан, который, между прочим, сегодня есть, а завтра нет, гарантирует, что эти люди правы сразу и во веки веков. Между тем такие действия только нагнетают напряжение в мусульманской общине. К примеру, всего пару недель назад был снят милицейский пост у входа в Соборную мечеть. Появление которого многие прихожане восприняли как унижение собственного достоинства.
Чего стоит клевета?
Такая предвзятая и односторонняя позиция чиновников еще и стимулирует сановников ДУМНО к дальнейшему оголтелому притеснению и очернению их оппонентов. Вспомним октябрьскую пресс-конференцию председателя управления. Гаяз Закиров тогда не постеснялся сказать следующее: «26 сентября члены пленума ДУМНО и имамы Духовного управления собрались на экстренное заседание и приняли решение, во избежание раскола уммы, дабы не допустить распространения на нижегородской земле экстремизма и радикализма, освободить Умара Идрисова с должности и объявить, что его поведение не соответствует поведению мусульманина и он не достоин носить звание имама, хазрата. ДУМНО убеждено, что оскорбительные выкрики, сбор уголовников и организованная заранее видеозапись были частью хорошо спланированной акции. Цель раскольников состояла в том, чтобы спровоцировать прихожан встать на защиту оскорбленных имамов и затеять потасовку с последующим пиаром на кавказских сайтах. ДУМНО усматривает в действиях раскольников явное намерение противопоставить мусульман Нижнего Новгорода по этническому признаку: натравить азиатов и кавказцев на татар-мусульман для последующего раскола уммы и, возможно, организации массовых беспорядков. Мы не сомневаемся, что если действиям Идрисова не поставить заслон, то он при помощи политтехнологов из своего окружения будет инспирировать межнациональные конфликты и стычки между коренным татарским населением и приезжими из Средней Азии и с Кавказа».
Вот так, ни больше ни меньше! Конечно, логика здесь прослеживается вполне очевидная: достаточно повесить на своего недруга ярлык экстремиста, и ему тут же перекроют кислород, а то и вовсе за решетку упрячут. А то, что это будет ничем не подкрепленный навет, уже вторично.
Но если власть мудра, она не станет поддаваться на подобные провокации. Увы, это, видимо, не наш случай. Чиновники то ли не могут, то ли не хотят понять, что конфликт в нижегородской мусульманской общине возник вовсе не по идеологическим причинам. Все его стороны читают одни и те же проповеди. Никто здесь не радикал и не националист. Просто часть уммы полагает, что руководство ДУМНО дискредитировало себя нечистоплотным, а возможно, даже греховным ведением дел и эти люди более не достойны зваться имамами. Тем более им нельзя доверять решение финансово-хозяйственных вопросов. Мусульман, которые придерживаются такого мнения, в Нижегородской области немало. И это представители самых разных национальностей.
То есть ситуация действительно непростая. Человеку со стороны понять ее проблематично. При таких обстоятельствах светской власти логичнее всего взять на вооружение врачебный принцип «не навреди». И если есть смысл вмешаться в конфликт, то с максимальной деликатностью, изучив и проанализировав все факты и аргументы. Иначе напряжение будет только расти.
Повторимся: ситуация в нижегородской умме начала стабилизироваться. Но говорить о том, что проблема полностью исчезла, рано. Противостояние продолжается. Старейшины Нижегородской Соборной мечети собираются объявить бойкот ряду представителей ДУМНО и участникам бесчинств в мечетях. До тех пор, пока эти люди не покаются и не уйдут со своих постов, «если в них остались совесть и богобоязненность».
Ефим БРИККЕНГОЛЬЦ   

Запись опубликована в рубрике Социум с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *