Навстречу юбилею Ильича

67

Конец шестидесятых. Разгар «холодной войны». Все горьковчане следили за международными новостями – о том, как друг СССР президент Египта Насер боролся с израильской военщиной, негры стонали под расистским режимом апартеида, в Западной Германии поднимали голову неонацисты, ну а главные империалисты – США – продолжали издеваться над Вьетнамом. В этих условиях особую популярность приобрели шпионские детективы и кино. 45 лет назад на экраны кинотеатров вышли сразу два легендарных фильма про разведчиков: «Ошибка резидента» и «Мертвый сезон».

ДЕСЯТИЭТАЖНЫЙ ДОМ ЗА ТРИ МЕСЯЦА!
Попутно вся страна готовилась отмечать величайший юбилей – грядущее 100-летие со дня рождения вождя мирового пролетариата Владимира Ленина. Пожалуй, ни одну значимую дату в истории Советского Союза не отмечали с такой помпой. К ней подгоняли стройки новых заводов, железных дорог, мостов, запуск в производство новейших тепловозов, автомобилей и самолетов. «На смену хорошо знакомым машинам Ил-18, Ту-104, Ан-10 приходит новый магистральный пассажирский самолет Ту-154, созданный конструкторским бюро академика А.Н. Туполева, – сообщали газеты. – К 100-летию со дня рождения Куйбышевский авиационный завод обязуется начать выпуск новой модели». Даже ВАЗ-2101 – первенец Волжского автозавода – вначале планировали назвать ВИЛ-100 (Владимир Ильич Ленин – 100 лет). А Горьковский автозавод к юбилею вождя готовился освоить производство нового автомобиля ГАЗ-24 «Волга». Кроме того, каждый крупный, средний и даже мелкий город должен был увековечить память о Ленине новыми скверами и улицами в его честь.
Город Горький тоже не мог ударить лицом в грязь. В 1967 году городские власти  решили построить новую центральную площадь имени Ленина. Обосновали это еще и тем, что Владимир Ильич неоднократно бывал в Нижнем Новгороде и стоял у истоков создания местной ячейки РСДРП. Архитекторы выбрали место в районе Нижегородской ярмарки, на территории, ограниченной Советской, Мурашкинской, Совнаркомовской улицами и Мануфактурной набережной. Площадь решено было делать в модном для тех лет помпезном стиле, огромный памятник Ленину должны были окружать новые серые многоэтажки.
Строительство началось в 1968 году и вскоре было объявлено ударной комсомольской стройкой. Согласно проекту со стороны Московского вокзала в кратчайшие сроки следовало возвести 12-этажное здание гостиницы и примыкающий к ней 10-этажный жилой дом с книжным магазином. В обычных условиях здания такого размера в Горьком возводились по несколько лет, однако тут, как говорится, время не терпело. Трест «Оргтехстрой» разработал комплексный график строительства площади, согласно которому на возведение вышеупомянутой многоэтажки отводилось всего 3 месяца! А ведь это 6 тысяч кубометров кладки и полтора миллиона керамических блоков. Для выполнения задачи на главную стройку были направлены все лучшие тресты и подрядные организации города, а также хорошо зарекомендовавшие себя строительные бригады. И никаких простоев, перекуров и традиционных пьянок в конце рабочего дня. С техникой тоже не жадничали, грузовики со стройматериалами и бетономешалки шли на будущую площадь практически круглосуточно. При этом если на рядовых стройках того времени кирпичи отгружались попросту навалом, то здесь их складывали только «елочкой», чтобы рабочим было удобнее вынимать их! Чтобы обеспечить людям комфортные условия, в строящемся доме создали временную систему отопления. То есть тепло подавалось в радиаторы не одновременно после ввода дома в эксплуатацию, а поэтажно. Седьмой этаж только застекляли, на восьмом и десятом клали стены, а с первого по пятый уже пустили отопление. Кроме того, с нижних ярусов постоянно шло тепло от газовых горелок. В результате в здании, еще не имевшем крыши, даже в зимнее время поддерживалась температура +25 градусов.
«Нет другой такой стройки в городе, где на площадке одного жилого дома работали бы одновременно шесть башенных кранов, — писал «Горьковский рабочий». – День и ночь ворочают они стрелами. И день и ночь каменщики бригад Леонида Бородина и Евгения Тронова, Александра Коптелова и Алексея Козлова принимают блоки и панели, создают из них стены, перекрытия этажей».
Конечно, не обходилось и без трудностей. К примеру, деревообрабатывающие заводы треста «Стройдеталь» вместо 80-мм лаги поставили на стройку дюймовые доски шириной 130 мм. Да еще и изготовленные из низкосортных пород дерева – березы и осины. В результате полы начинали гнить сразу после укладки. От поставщиков также поступали кривые оконные рамы и двери, которые приходилось индивидуально подгонять по месту. Ну не умели наши строители ровно строгать и отпиливать, что ж  поделать. Но на темпах строительства это все равно не отразилось! Дом № 27 на площади Ленина (ныне ул. Советская, 14) был возведен за три месяца и стал рекордсменом по этому показателю в нашем городе.
НОВЫЙ АВТОБУС ¹ 38 НА УЛ. ОШАРСКОЙ
В рамках подготовки к славной дате городские власти брали обязательства улучшить жизнь людей. Чтобы все граждане ощущали, что они живут в самой лучшей стране, где скоро наступит давно обещанный коммунизм.
Одной из главных забот чиновников традиционно являлся общественный транспорт. Чего только не делали ради того, чтобы горьковчане наконец смогли комфортно ездить на работу и просто перемещаться по городу. Вводились комсомольские бригады, всевозможные новые формы диспетчерского контроля, совершенствовалась маршрутная сеть. В декабре 1968 года было открыто движение по автобусному маршруту № 38, который связал новые 1-й, 2-й, 3-й и 4-й Нагорные микрорайоны с центром города. Причем кратчайшим путем. «Движение начинается в 6 часов утра, — рассказывала статья «По новым трассам». – Первый Лиаз, отправившись с конечной остановки, что расположена на границе 2-го – 3-го микрорайонов, огибает 4-й и 1-й микрорайоны и за 27 минут достигает кремля. Обратный путь на семь минут короче, т.к. автобус вдоль 1-го микрорайона направляется сразу же ко 2-му и 3-му… И вот уже несколько дней как 10 машин вновь открытой линии влились в единый транспортный конвейер, взяв на свои плечи часть пассажиропотока 4-го и 26-го маршрутов».
Правда, тогдашний 38-й маршрут сильно отличался от современного (Кузнечиха – Московский вокзал). В то время еще не было автомобильного моста через овраг на улице Ванеева, а последняя была гораздо короче современной и проходила только вдоль новых Нагорных микрорайонов. Улицу же Бринского еще не построили, поэтому связь с новым комплексом микрорайонов в основном осуществлялась через улицу Бекетова. Там же ходил и автобус № 4. Новый «тридцать восьмой» на перекрестке улиц Ванеева – Надежды Сусловой сворачивал налево на Гужевую, потом выходил на Ошарскую, где двигался вместе с трамваями. Затем автобусы доезжали до улицы Генкиной, поворачивали направо и выезжали на Оперную (ныне продолжение Ванеева), а далее следовали через пл. Свободы и ул. Фигнер до площади Минина.
Много жалоб поступало от трудящихся на работу автобуса № 9, тогда ходившего от поселка Комсомольский до  Пушкинского сада. Сейчас этот маршрут стараниями чиновников почти умер (ходит одна машина раз в два часа), а вот в шестидесятые он был одним из самых протяженных, загруженных и востребованных в городе, связывавшим четыре района. Граждане жаловались, что автобусы редко ездят, особенно в зимнее время, и не останавливаются на остановках. Оказалось, что пассажирскому предприятию № 2 было просто сложно обслуживать маршрут из-за нехватки подвижного состава и большой удаленности конечной «Поселок Комсомольский». Тогда было принято решение обслуживать его сразу двумя автопарками. Из 24 машин половину стал выпускать ГПАП № 2, остальные — недавно построенный ГПАП № 4 на ул. Ясной, оснащенный автобусами ЛиАЗ-158 и новенькими ЛиАЗ-677. Работа «девятки» сразу улучшилась, а на линии некоторое время можно было видеть автобусы сразу двух марок: ЛАЗы и ЛиАЗы (на фото).
ФИРМЕННЫЕ ТРОЛЛЕЙБУСЫ
Ну а троллейбусное депо № 2 в порядке эксперимента выпустило на линии машины повышенной комфортабельности. Сейчас уже мало кто помнит такие. «Сормович» – такая надпись сделана на борту троллейбуса № 240, курсирующего по пятому и восьмому маршрутам, – сообщал «Горьковский рабочий». – Машина обращает на себя внимание и внешним видом, и удобствами. В салоне вы можете во время рейса послушать по радио последние известия, почитать свежий журнал или газету – они находятся в специальных карманах, сделанных за спинками сидений. Машина сверкает чистотой. Что касается обслуживания пассажиров – оно безукоризненно».
Троллейбусы отличались особым качеством уборки, а также были, словно туристический автобус, обвешаны занавесочками. Кроме того, в отличие от других машин, где висели кассы самообслуживания, в «Сормовиче», как в старые времена, работали кондукторы. При этом тариф в нем не отличался от обычных, так сказать, «линейных».
Идея так называемых «фирменных троллейбусов», вероятно, по аналогии с фирменными поездами, принадлежала старшему инженеру по эксплуатации депо № 2 Н.Г. Мозго. Вскоре на линии вышли еще два фирменных троллейбуса: «Комсомольско-молодежный» и «Нижегородец». Однако, как показала практика, улучшить качество обслуживания путем создания образцово-показательных троллейбусов – автобусов не удалось. А может, нынешним властям повторить опыт 45-летней давности и выпустить на линии троллейбусы, оборудованные телевизорами, Интернетом и автоматами с кофе?!
Виктор МАЛЬЦЕВ

Запись опубликована в рубрике История. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *