Его величество дизель-электроход

98698

55 лет назад в Горьком готовились к сдаче уникального речного судна

НЕКРАСОВ МЕЧТАЛ, А СОРМОВИЧИ СДЕЛАЛИ
«Что нового скажешь о всепокоряющей красоте волжских берегов, о могучем раздолье царственной красавицы-реки? — рассказывала лирическая статья «По Волге широкой». – Какие слова, эпитеты, образы не повторяют поэзию Некрасова, повести Горького, полотна Репина и Левитана, песни Шаляпина! Правда, не было в этих великих творениях волжских морей, волжских плотин, шлюзов, гидростанций. Некрасов только мечтал о том времени, когда «наука воды углубит, по плоской их равнине суда-гиганты побегут».
Сбылись мечты писателя! Благодаря постройке плотин и водохранилищ в 50-е годы ХХ века Волга стала действительно речной магистралью. «Неузнаваемо новой стала Волга, удобной для плавания, спокойной для судоводителей, без перепаузок, без тревожных перекатов и непрерывных промеров глубины, — писал «Горьковский рабочий». – Вся сплошь проходима при любой осадке судна, вся сплошь, на всем протяжении – «под табак». Теперь очередь была за некрасовскими «судами-гигантами». Еще в 30-х годах начались работы по проектированию пассажирского судна-экспресса для Большой Волги. Оно должно было стать первым трехпалубным волжским судном. Создаваемые водохранилища, во-первых, позволяли использовать на реке большие суда со значительной осадкой, во-вторых, они меняли условия судоходства на Волге, требуя от пассажирских кораблей большей «мореходности».
21 октября 1932 года газета «Известия» опубликовала сообщение о конкурсе на  лучший проект пассажирского судна для Волги. Победителем в этой номинации стал проект инженера-судостроителя В.И. Сергеева. Через несколько лет началась разработка нового судна с предварительным названием «Страна Советов». Оно должно было иметь  длину 110 метров, ширину 12 метров и осадку 2 метра. Однако строительство судов так и не началось из-за Великой Отечественной войны.
К идее судна-экспресса для Волги вернулись только в пятидесятых. За основу взяли старые разработки, которые были значительно изменены инженерами завода «Красное Сормово». В результате появился эскиз нового судна, лишь отдаленно напоминавшего проект «Страна Советов». Вначале предполагалось построить два головных корабля с именами «Ленин» и «Сталин», за которыми должны были последовать еще 10. При этом сормовичи приняли смелое решение строить судно с дизель-электрической силовой установкой. Основное отличие электрохода от обычного теплохода заключается в том, что гребные винты приводятся в движение электрическим двигателем, энергия на который подается от двигателя внутреннего сгорания. Преимущества такой схемы заключаются в возможности быстро и плавно менять скорость и направление вращения движителя (что улучшает манёвренность), а также в низком уровне шума и вибрации. Кроме того, сам судовой дизель работает на постоянных оборотах, что снижает расход топлива и увеличивает время жизни самого дизельного двигателя. Есть, правда, у электроходов и недостатки, в первую очередь это сложность и дороговизна силовой установки и возникающие трудности ее ремонта.
Для речного судна использование такой схемы было поистине новаторским, до этого дизель-электрические установки в основном применялись только на подводных лодках. Подобно печально известному лайнеру «Титаник», который по техническим показателям и уровню комфорта превзошел все тогдашние пассажирские корабли, «Ленин» должен был стать настоящим флагманом советского речного пассажирского флота, наглядно демонстрируя мощь советского судостроения и растущий уровень жизни в стране. Внутренние помещения и каюты отделывались дорогим красным деревом, кроме того, на корабле решили установить систему кондиционирования воздуха. Что для 50-х годов являлось небывалой роскошью. Впрочем, ничего удивительного в этом не было. Какая эпоха, таковы и корабли! Ведь в это же время просторы Волги уже бороздили невиданные доселе суда на подводных крыльях, а страна готовилась к покорению космоса.
ВОЛЖСКИЙ ЭКСПРЕСС
Строительство судов проходило в трудных условиях. Многочисленные технические новшества, автоматические системы управления и сложные механизмы требовали многократных проверок и доработки. Сормовичи не имели опыта постройки комфортабельных трехъярусных пассажирских судов столь высокого класса. На заводе не хватало квалифицированных столяров-краснодеревщиков, всех их пришлось приглашать с других предприятий и даже мебельных фабрик. Изготовление и монтаж  климатической станции заняли много времени и сил. А неотработанность технологии, перегрузка заказами на постройку барж и танкеров, а также многочисленные производственные неувязки привели к тому, что цикл строительства судов оказался гораздо длиннее, а себестоимость работ значительно превысила первоначальные сметы.
Тем не менее «Красное Сормово» справилось с заданием. В конце июля 1958 года дизель-электроход «Ленин» был спущен на воду и отправился на ходовые испытания на Горьковское водохранилище. Его капитаном был назначен старейший и лучший судоводитель Волги капитан С.А. Напитухин. В течение восьми дней он «гонял» «Ленина» по просторам рукотворного моря, выписывая самые невероятные маневры. Благодаря электромоторам, а также наличию активных подруливающих устройств судно показало невероятную маневренность. Впервые капитану не нужно было подавать привычные команды в машинное отделение, вроде «Стоп, машина» и «Полный вперед». Все управление было дистанционным и осуществлялось прямо с ходового мостика. При водоизмещении 2235 тонн «Ленин» развил максимальную скорость 27 км/ч. Эхолот и радиолокатор, ранее также ставившиеся только на военные корабли, позволяли судну плавать в любых погодных условиях. Это был действительно речной экспресс. 3 августа жители городка Юрьевец с изумлением наблюдали, как к их маленькому дебаркадеру, к которому суда причаливались порой по 30 – 40 минут, «Ленин» при помощи бортовых подруливающих устройств пришвартовался за какие-то 5 – 7 минут!
Однако испытания выявили и многочисленные недоработки. Некоторые судовые механизмы и системы работали неслаженно, что затрудняло движение корабля в узких местах и шлюзах. В связи с этим государственная приемочная комиссия во главе с С.В. Князевым отказалась подписать акт о приемке. 4 августа «Ленин» вернулся в гавань завода «Красное Сормово», который получил задание срочно устранить выявленные недостатки и окончательно сдать судно к 31-й годовщине Октябрьской революции. В сентябре – октябре 1958 года сормовичи авральными темпами доделывали электроход, попутно проводя испытания на реке. Его постоянно гоняли от Балахны до Волжского железнодорожного моста. В результате «Красное Сормово» уложилось в срок.
«В праздничные дни сотни трудящихся нашего города увидели на Горьковском рейде величественный дизель-электроход «Ленин», — писал «Горьковский рабочий» 8 ноября. — По своим размерам и отделке новый корабль, построенный руками сормовичей, намного превосходит существующие речные суда. Для команды и пассажиров на дизель-электроходе предусмотрены максимальные удобства, в том числе три салона, двухъярусный ресторан, киноконцертный зал, библиотека, солярий. Судно снабжено дистанционным управлением, подруливающими устройствами, системой кондиционирования воздуха, радиолокационной установкой. Речники дают дизель-электроходу «Ленин» –  флагману волжского флота – высокую оценку».
ОДИН СГОРЕЛ, ВТОРОЙ СЛОМАЛСЯ
В свой первый рейс по Волге «Ленин» отправился 22 апреля 1959 года. Причем первым из всех судов речного флота. С тех пор в течение четверти века дизель-электроход  открывал волжскую навигацию. Судно совершало туристические рейсы по маршруту Москва – Горький – Астрахань. В 60-е – 70-е годы популярность речных круизов в СССР постоянно росла. Открывались новые маршруты, а тысячи горьковчан каждый год отправлялись в Астрахань за дынями, арбузами и черной икрой. И несмотря на то, что пассажирский флот пополнялся новыми импортными, в том числе четырехпалубными, теплоходами, по уровню комфорта не сильно уступавшими «Ленину» и появившемуся вслед за ним «Советскому Союзу», последние все равно не сдавали флагманских позиций. Долгие годы сплавать на этих лайнерах было настоящей мечтой многих горьковчан.
Однако век сормовских дизель-электроходов оказался не очень долгим. По надежности и долговечности они не смогли конкурировать с теплоходами чешской, венгерской и восточногерманской постройки. Установленные на «Ленине» и «Советском Союзе» дизели от тепловозов и вспомогательные двигатели производства завода «Двигатель революции» через 20 лет эксплуатации стали часто выходить из строя и требовали постоянного ремонта. А в марте 1984 года случилось непредвиденное. В затоне Октябрьский после проведения окрасочных работ на дизель-электроходе «Ленин» вспыхнул пожар. Сами рабочие успели убежать и не пострадали, а вот надстройки судна почти полностью выгорели. Не последнюю роль сыграло большое количество деревянной отделки во внутренних помещениях, которая горела как дрова. После этого корпус корабля пролежал в затоне 15 лет, а затем был разрезан на металл. Так закончилась история одного из самых известных судов Волжского пассажирского флота.
Брат «Ленина» — «Советский Союз», несмотря на частые поломки, проплавал до 1996 года. Во время своей 36-й навигации, в июле, корабль в очередной раз вышел из строя по причине неисправности главных дизелей. Корабль ушел в затон Октябрьский, где еще лежали останки «Ленина», там и простоял до 2003 года. После этого бывший флагман продали по дешевке Камскому пароходству и отбуксировали в затон Перми, где он и находится по сей день. Неоднократно высказывались различные планы по восстановлению «Советского Союза» или хотя бы превращению его в музей. Но по причине высокой стоимости этих работ они так и не реализованы.
Виктор МАЛЬЦЕВ

Запись опубликована в рубрике История. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Его величество дизель-электроход

  1. Лариса говорит:

    Работала на СОЮЗЕ с 1990 по 1996гг.

    Такого судна и такого экипажа больше нет и не будет.

    Жаль...

    • Александр говорит:

      Полностью с Вами согласен, Лариса. Хотя сам я на СОЮЗе не работал, а только лишь отдыхал будучи подростком. Но воспоминания у меня о судне остались самые приятные.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *