Побег зеков: oшибка конвоя, а не сговор?

Неделю назад при перевозке пяти рецидивистов из Дальнеконстантиновской КПЗ в Вадский СИЗО случилось резонансное ЧП. Четыре зека сбежали из-под конвоя…

В инциденте сразу обвинили конвоировавших сотрудников. Речь зашла даже о сговоре беглецов и конвоя – дескать, нарочно отпустили рецидивистов, сымитировав отчаянную попытку их задержания. Полагаю, что эта версия очень удобна для следствия и вообще силовых начальников, которым теперь можно прикрыть ЧП снятиями с должностей, суровым наказанием того же конвоя. Мы же считаем, что «заговора» не было. А кроме того, только суд решит, совершена конвойными халатность или нет. Может, не надо сейчас на служивых всех собак вешать?
Никто не отрицает того, что конвоирование было организовано из рук вон плохо. В конвое должно было находиться минимум четыре человека, даже пять, но не три. Два в кабине автозака на базе «ГАЗели», а два или три внутри. Вместо этого внутри автозака находился один конвойный – 26-летний сотрудник, которого, как сейчас выяснилось, считают слабохарактерным, способным пойти на некие уступки заключенным. У конвоя не было оружия. Хотя, может быть, это и хорошо. Иначе бы дело закончилось стрельбой и большой кровью. Возможно, с обеих сторон. Не было, видимо, и спецсредств.
Что же произошло во время перевозки заключенных? По нашей информации, четверо из них находились в «стаканах», а пятый в нарушение инструкции примостился чуть ли не на мешке с картошкой в отсеке, разделяющем «стаканы» и помещение для конвоя.
Во время движения автомобиля в кабину водителя неожиданно начали стучать через стенку. Начальник конвоя Валерий Канашов позвонил подчиненному, который находился внутри автозака. Тот на звонок не ответил. Видеорегистратор из автозака ничего не показывал. Зеки его повернули в другую сторону. Тогда Канашов дал указание водителю остановить машину и подошел к двери автозака. Он не успел даже что-то спросить, как дверь от сильного удара изнутри распахнулась, ушибла его. Видимо, дверь в таком автозаке открывается не только извне, но и ключом изнутри. Тут же из автозака выскочили два заключенных. Канашов не упал, не растерялся, а фактически задержал их, одного схватив за шею, а второго придавив ногой к земле. Следом выскочила женщина, которая вцепилась ему в лицо. Четвертый беглец ударил с ноги начальника конвоя в челюсть. После этого четверка побежала к стоящему неподалеку автомобилю, на котором и скрылась.
Что же произошло в автозаке перед побегом? Один из заключенных сообщил конвоиру, что с кем-то из перево-зимых в «стакане» стало плохо. Если перевозят больного, то в сопровождении по правилам должен находиться медицинский работник. В данном случае это была имитация, рассчитанная на то, что конвоир «поведется» и начнет разбираться, что случилось. Видимо, зеки хорошо изучили характер этого конвойного. Тот, как они и ожидали, дал слабину. Его скрутили, связали. Поэтому он и не отвечал на звонок начальника конвоя, вынудив того остановиться и пойти посмотреть, что же происходит в машине.
Удивительна позиция водителя такси, который увез беглецов. Он явно видел драку начальника конвоя с заключенными, видел автомобиль с надписью ФСИН. Однако он не позвонил «куда следует», не помог конвою и не уехал с места событий. Вместо этого он не нашел ничего лучшего, как посадить опасных пассажиров в свою машину, и повез их в указанном направлении. Это, мягко говоря, странно. Он, видите ли, испугался сообщить о произошедшем на его глазах, но не испугался везти четырех отморозков. После в СИЗО обнаружили, что у беглецов были сотовые и они ими пользовались. Наверное, машина была заказана ими.
Отдельный разговор о поведении водителя конвоя. Видя схватку Канашова с заключенными, тот явно растерялся. Якобы он долго пытался вынуть ключ из замка зажигания, поэтому не успел прийти на помощь коллеге. Хотя есть точка зрения, что водитель при любых обстоятельствах должен, забаррикадировавшись, оставаться в кабине.
Вот эта сумма обстоятельств и дала четверке преступников возможность сбежать. Обычно мы понимаем конвой как некую единую команду. Но в нашем случае это три разных человека, которые вели себя в конкретной ситуации по-разному. И геройство одного – это обычно последствие трусости или глупости другого. С моей точки зрения, начальник конвоя при всех нюансах вел себя достойно. Может быть, он был неосторожен, понадеявшись, что, будучи здоровым мужиком, разберется в ситуации. К нему можно предъявить какие-то претензии. В частности, по инструкции он уже про остановку автозака обязан был доложить руководству. Скорее всего, он собирался это сделать после того, как через дверь в автозак окликнул бы конвоира. Но не успел.
Абсолютно убежден, что конвойному Валерию Канашову не было никакого резона сговариваться с зеками. Ему оставалось два месяца до пенсии. Зачем в таком положении рисковать стажем, социальными благами и т.д.? Тут подкуп должен быть просто фантастической суммой.
Другое дело, что наше доблестное следствие по указанию руководства сделает все, чтобы и Канашов, и другие конвоиры оказались «врагами народа», пособниками криминала. Это уже проникает в СМИ. Но еще раз говорю: идет следствие, на объективность которого надежды мало, а дальше будет суд, который, может быть, воздаст всем должное. Сейчас подключается общественное мнение против всех конвоиров без разбора. Их мажут черной краской, не разбираясь, кто и как себя проявил в экстремальной ситуации. По принципу: раз ЧП, то наказать надо всех, иначе нас не поймут…
Виктор ДЕМЕНЕВ

Запись опубликована в рубрике Скандал недели. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий: Побег зеков: oшибка конвоя, а не сговор?

  1. Сергей говорит:

    Как всегда применили метод стрелочника.Заевшееся милицейское начальство с очень не хилыми доходами явно не хотят эти доходы терять, вот и уводят суть в сторону. А совесть и честь они давно потеряли. На наш, самый справедливый суд в мире, тоже надежды нет, если только общественность подключится...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *