Эра гаражей

0778

В 1979 году на экраны советских кинотеатров вышла культовая комедия Эльдара Рязанова «Гараж». В ней сотрудники некоего «НИИ охраны животных от окружающей среды» бьются за «место под солнцем». По территории, где идет строительство гаражного кооператива «Фауна», должно пройти скоростное шоссе, в связи с чем необходимо сократить количество «дольщиков». В основу сюжета фильма легла реальная история — собрание гаражно-строительного кооператива «Мосфильма», участником которого был сам режиссер.

КУРС НА АВТОМОБИЛИЗАЦИЮ

В начале семидесятых в Советском Союзе был взят курс на автомобилизацию населения. Тогдашний председатель Совета министров Алексей Косыгин считал, что это, с одной стороны, даст толчок развитию промышленности, с другой — позволит вернуть в экономику крупные средства, накопленные гражданами на сберегательных книжках. За короткий срок были построены новые автозаводы — ВАЗ и ИЖ, а производственные мощности старых значительно увеличены. Если в 1970 году в СССР сошло с конвейеров 344 248 легковушек, то в 1978 году уже 1 312 000 штук. Автомобили, как водится, делились на престижные марки и не очень. Верхом мечтаний была личная «Волга», на втором месте шли «Жигули», «Нивы», за ними «Москвич», ИЖ и прочая экзотика типа ЛуАЗов и УАЗиков. Ну а самыми дешевыми и «народными» были «Запорожцы» и «инвалидки».
Однако автомобилизация неожиданно породила и серьезную проблему. Это сейчас граждане покупают машину, а иже с ней страховой полис «КАСКО», после чего просто паркуют ее около подъезда. А в 70-е годы считалось, что машина должна обязательно стоять в гараже. Уже в 1975 году горсовет Горького подсчитал, что в ближайшем будущем на каждую тысячу жителей будет приходиться 180 автомобилей. А на постройку гаражей для них потребуются значительные территории внутри районов. Однако таковые, как водится, не были предусмотрены никакими градостроительными планами прошлых лет. О том, какие организации и по каким ГОСТам должны заниматься возведением гаражных массивов, тоже никто не подумал. Только в 1977 году строительством гаражей по индивидуальным заказам занялся трест «Горькийоблремстройбыт». Гражданам также  предлагалось вступать в гаражно-строительные кооперативы. Кроме того, каждый автовладелец мог сам построить себе хранилище для железного коня, получив на это соответствующее разрешение.
«САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛИ»
Однако горьковчане не стали дожидаться планов и согласований. В конце 70-х по всему Горькому развернулось несанкционированное гаражное строительство. Автолюбители стремительно захватывали пустыри, рощи, берега речушек и прочие «бесхозные» пространства. При этом помимо железных листов и кирпичей в ход шли самые разные «стройматериалы» и даже кузова списанных автобусов! «У поворота с проспекта Ленина на поселок Приокский когда-то был пустырь, — писал «Горьковский рабочий». – Годами идет спор между Автозаводским и Ленинским райсоветами о судьбе этого участка. А между тем на нем самодеятельные строители из обоих районов возвели уже около четырехсот разного типа гаражей. Действует здесь и частная «фирма», берущая подряды на сварку металлических и возведение кирпичных убежищ для «Жигулей» и «Москвичей». Удивительно, что ни органы ОБХСС, ни прокуратуру районов не заинтересовало, откуда берутся для строительства фондовые материалы, кто эти люди, имеют ли они законные основания на такую деятельность». В общем, сколько ни боролась советская власть с кулаками, рвачами и нетрудовыми доходами, все равно находились активные люди, то тут, то там создававшие подпольный бизнес.
«В редакцию поступило письмо от Т.А. Вышегородской, проживающей по улице Дьяконова, в котором она выражает возмущение фактом уничтожения небольшого леса – места отдыха жителей Северного поселка, — продолжала газета. — Вырубаются деревья, кустарник, ставятся разнокалиберные гаражи, строятся сараи. За короткий срок появилось около 70-ти гаражей и других построек. По каким планам – никому не ведомо. Кто во что горазд!»
Впрочем, более смелые горожане стремились строить гараж не где-то на отшибе и пустыре, а прямо во дворах своих домов. По закону, в порядке исключения, на это имели право только инвалиды. Однако стоило какому-нибудь дедуле возвести посреди двора скромную коробку для своего «запора», вскоре к ней пристраивали еще несколько. «Конфликтная ситуация создалась во дворе дома
№ 16/3 по ул. Н. Сусловой, — рассказывала газета. — После получения разрешения инвалид Великой Отечественной войны С.Н. Петров поставил металлический гараж. Не прошло и недели, как по соседству выстроилось в ряд еще несколько разнокалиберных жилищ для машин». Попытки работников Советского райисполкома остановить самовольщиков ни к чему не привели. На предложение явиться для объяснения никто не соизволил откликнуться. На улице Заломова несанкционированными гаражами была по-наглому частично застроена даже территория детского сада. В общем, согласно статистике, в 1987 году упомянутый трест «Горькийоблремстройбыт» официально построил в городе 312 металлических и 1030 кирпичных гаражей. А еще около 3000 таких строений было возведено нелегально.
Дабы не привлекать лишнего внимания общественности, инициативные товарищи внедрили в практику возведение гаража в буквальном смысле «под ключ» за одну ночь. Так, во дворе дома № 63 по ул. Ошарской еще вечером никаких строений не было. Утром же следующего дня, отправившись на работу, местные жители с удивлением увидели два новеньких гаража с уже висящими на воротах амбарными замками… Не успели они написать телегу, как в одну из ночей появился третий, причем кирпичный гараж.
Ну а последствия гаражного бума 70-х – 80-х годов в нашем городе ощущаются до сих пор…
КАЗЕННОЕ – ЗНАЧИТ, МОЕ
Что интересно, в отличие от частного, государственный транспорт, наоборот, нередко парковали прямо на улицах и во дворах. Руководство предприятий было не против. Во-первых, водителю удобней: проснулся утром, а «рабочее место» прямо тут, под боком. Во-вторых, машины казенные, если кто-то что-то спионерит или вообще угонит, возмещать будет государство. «Привыкли оставлять машины возле своих домов некоторые шоферы мехколонны № 40. Когда, например, А.А. Юдин начинает заводить двигатель своего КамАЗа, во всех квартирах просыпаются жильцы. А двор наполняется едким запахом выхлопных газов. Поминают жильцы водителя недобрыми словами, а Юдину хоть бы что: ему удобно, а на других, извините, наплевать, — рассказывала пресса. – Многие водители превращают в импровизированные стоянки спортивные площадки, дворовые проезды, площадки для сушки белья и т.п. При этом уничтожаются цветники, ломаются зеленые насаждения, жителям нет покоя от постоянного шума».
Вообще в 70-е годы иметь в своем распоряжении казенный автомобиль было куда выгодней личного. И ставить можно прямо у дома, и за сохранность не бояться, да еще и бензин халявный. Ну а уж всевозможного калыма в условиях дефицита транспорта было в избытке.
Хорошо жил водитель монтажного управления № 2 треста «Верхневолгосантехмонтаж» Ю.К. Лашкин. На своем грузовике он ездил по магазинам, обедать домой и даже на пикники за город. Путевые листы при этом с разрешения начальства Лашкин заполнял сам. А помимо всего прочего еще и катался по городу в нетрезвом состоянии, пока не был пойман сотрудниками ГАИ…
А летом 1978 года в Горьком участились случаи угона государственного автотранспорта. Похищали как грузовики, так и автомашины такси и даже маршрутные автобусы! Так, некий «пьяный бездельник» Е.В. Лебедев угнал «буханку» Горьковской инкубаторной лаборатории. После этого он в течение недели катался на ней по городу и только потом был задержан. А не пьяные, но, по-видимому, тоже «бездельники» И.К. Козлов и В.П. Киселев, увидев припаркованный у жилого дома ПАЗик с надписью «маршрутное такси», недолго думая залезли в него, завели двигатель и уехали. Как они потом пояснили в милиции, «захотелось покататься».
Ну а порой горьковские предприятия и вовсе «теряли» принадлежащую им технику. Благо, добро государственное, общественное, не жалко! Так, в одном из номеров «Горьковского рабочего» рассказывалось о том, как на ул. Гужевой в Советском районе долгое время стоял бесхозный трубоукладчик ТК-53: «Сейчас у этого крана сломано все, что можно сломать, выбиты стекла кабины, растащен инструмент, а теперь дошла очередь до горючего, оно течет из бака день и ночь». Журналисты провели собственное расследование. Казалось бы, у техники есть регистрационный номер и найти хозяина – пара пустяков. Однако они ошибались! Ни обращение в районное управление коммунального хозяйства, ни опрос организаций, которые вели работы в районе, ни даже запрос в ГАИ не дали никаких результатов. И через некоторое время государственный трубоукладчик-призрак внезапно исчез сам собой…
Виктор МАЛЬЦЕВ

Запись опубликована в рубрике История. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *