ОСТОРОЖНО, СБЕРБАНК!

8

Нижегородский филиал мощнейшего финансового института России — Сбербанка — в последнее время раз за разом влипает в истории с откровенным криминальным душком. Что это: фатальное невезение или признак того, что региональное отделение «Сбера» превращается в корпорацию по воровству денег у собственных клиентов и вкладчиков?

ЖУЛИКИ И ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Об одной из самых масштабных афер «ЛС» уже рассказывала своим читателям в материале «IT-технологии вместо отмычек». Речь шла о нижегородском воре в законе Сергее Разживине, известном как Сека, который «крышевал» гоп-компанию «белых воротничков», воровавших деньги у клиентов Сбербанка с помощью зарплатных карточек совершенно левых людей. Тогда несколько сотен нижегородцев испытали натуральный шок (двух пожилых женщин даже пришлось госпитализировать с сердечным приступом), когда им вдруг начинали звонить менеджеры или представители службы безопасности Сбербанка и требовали вернуть ошибочно перечисленные на их зарплатные карточки сотни тысяч, а то и миллионы рублей. Весь фокус был в том, что эти граждане не только никаких денег не получали, но даже и не подозревали, что на их имя оформлены зарплатные карты. С помощью полицейских, которые приехали аж из центрального аппарата МВД России, удалось раскрыть схему мошенничества и задержать почти всех жуликов во главе с Секой. Оказалось, что один из них вполне себе официально работал в Сбербанке на не маленькой должности, благодаря чему имел доступ к информации о счетах и личным данным вкладчиков из числа обычных жителей города и области. Другой работник Сбербанка консультировал подельничков в том, как подготовить пакет документов от фиктивной фирмы, где якобы работали и получали умопомрачительные зарплаты ни о чем не подозревающие люди. Прочие члены интеллектуальной банды после перечисления банком денег на карточки моментально их обналичивали через банкоматы. В общей сложности кибермошенники «освоили» порядка 150 миллионов рублей. Из которых, кстати, вернуть удалось только 10. Да и слишком умный кореш Секи, который, собственно, и разработал механизм аферы, сейчас бегает от полиции где-то в дальнем зарубежье.
Всю эту историю представители Волго-Вятского банка Сбербанка России комментируют крайне неохотно, отделываясь общими фразами о том, что «проводится внутреннее расследование». А на круглом столе, который собрали банкиры после данного конфуза, звучали идиотские, извините, советы клиентам. Мол, надо владельцам карт надежнее хранить пин-коды от них, логины и пароли для доступа к счетам, чаще менять их и так далее. Ага, очень ценная информация. Особенно для людей, которые не знают, что банком на их имя оформлена карточка.
Странно, но не горят желанием банкиры сотрудничать и с полицией. Хотя, казалось бы, это полностью в их интересах. Вот, например, в последнее время в Сормове участились случаи хищения денег с карточных счетов местных жителей. Масштабы, конечно, не как у Секи и его бригады жуликов-интеллектуалов. Но выживающим на среднестатистическую зарплату людям крайне неприятно, когда у них с карты воруют последние 5-10 тысяч рублей. Как произошло это, допустим, с гражданкой Б. У нее похитили со счета 5 тысяч рублей. Отделение Сбербанка №6652 по такому «пустяку» никаких расследований проводить не стало. Денег женщине тоже не вернули. Забыли. Пошла она в полицию, где по ее заявлению было возбуждено уголовное дело. А больше поделать ничего не смогли. Ведь дознавателю недостаточно факта покражи. Ему надо знать время и место снятия денег с дубликата карточки потерпевшей, изучить видеозапись с камеры наблюдения банкомата, предъявить подозрительных личностей с этой записи Б. на предмет опознания — и так далее. А эту информацию можно получить только у банка, куда и были несколько раз отправлены соответствующие запросы. Кои канули в небытие. Сотрудники сормовского отделения Сбербанка на них никак не отреагировали.
Случай с Б., увы,  не единичный. По данным прокуратуры Сормовского района, банкиры замечены уже в четырех случаях высокомерного молчания, когда дело касается дистанционно обворованных сормовичей. Что делать в этой ситуации полицейским, непонятно. Нет законных способов, могущих заставить банк сотрудничать со следствием. Есть слабая надежда на гражданское судопроизводство. Но, боюсь, и оно ничем не сможет помочь Б. и другим обманутым клиентам Сбербанка, по той же самой причине.
ПЕНСИОНЕРКА ПРОТИВ СБЕРБАНКА
Вообще-то  нижегородские представители Сбербанка очень не любят судиться. Может быть, оттого, что процессы, инициированные обворованными клиентами, заканчиваются не в пользу банкиров. Вот, например, так случилось в Кстове.
Тамошняя жительница, 73-летняя пенсионерка Екатерина П. сделала вклад в местное отделение Сбербанка на сумму 280 тысяч рублей сроком на 2 года под 13% годовых. Пользоваться этими деньгами до обозначенного в договоре срока бабушка не собиралась, надеясь скопить себе на похороны и детям-внукам на наследство. Неожиданно пенсионерке позвонили из отделения банка и попросили придти к ним для переоформления договора. Будто бы изменилась процентная ставка и поэтому бумаги необходимо переделать. В операционном зале Сбербанка у Екатерины П. забрали договор, паспорт, сберкнижку и куда-то унесли. Потом вернули и наказали идти домой, ни о чем не беспокоиться. При этом бабушке не предлагали нигде поставить свою подпись. Уже дома пенсионерка вместе с дочерью посмотрели на документы, которые вернули ей в банке. И увидели, что в новой сберкнижке, выданной взамен старой, указана сумма на счете в размере... 1 тысячи рублей. Что, согласитесь, очень сильно отличается от 280 тысяч и набежавших на них процентов.
Обманутые женщины поспешили в банк за разъяснениями. Но правды там не добились. Все ответы банкиров сводились к тому, что бабулька старая уже, деньги сама сняла и забыла.  Пришлось обращаться в суд. На нем представители Сбербанка нести ахинею про бабкин маразм сочли неуместным (тем более что судебная почерковедческая экспертиза признала, что подписи в документах на получение денег выполнены не Екатериной П.) и выдвинули новую версию. Будто за Екатерину П. деньги получил кто-то из ее родственников или просто человек с улицы. Довод практически самоубийственный. Ибо им Сбербанк признал, что не может обезопасить деньги на счетах своих вкладчиков от покражи случайными прохожими. Суд учел случайную самокритику представителей Сбербанка и постановил выплатить бабушке 352 тысячи рублей (именно на такую сумму набежали проценты за пользование выданным пенсионеркой Сбербанку кредитом).
Что же дальше? Деньги бабушке вернули. Что само по себе хорошо. Однако, по логике вещей, налицо факт подделки документов и мошенничества в особо крупном размере. Но почему-то ни кстовская полиция, ни служба безопасности Сбербанка жуликов искать не стали.
МАХИНАТОРЫ ИЗ ПРОВИНЦИИ
На Бору жертвой банковской махинации едва не стал городской департамент финансов. Который, разумеется, держал свои денежные средства на счетах Сбербанка. И представьте себе удивление руководительницы департамента, когда она увидела, что 23 с половиной миллиона денег из внебюджетного фонда переведены на сбербанковский же счет некоей коммерческой фирмы аж в Екатеринбурге. Ничего внятного чиновнице местные банкиры объяснить не смогли, лишь выдавали дежурные фразы на тему «Да что вы говорите!!!» и «Обязательно разберемся». Поняв, что эти «разбирательства» будут длиться чуть дольше, чем до морковкина заговенья, борская финансистка благодаря своим личным и служебным связям подняла на уши областное ГУВД. Только из-за вмешательства высокого полицейского начальства Сбербанк заблокировал екатеринбургский счет, на который ушли миллионы, и вернул их в борскую казну. А вот по чьей вине это вообще смогло произойти, установить так и не удалось.
В Сарове  отличился 29-летний Н., менеджер местного отделения Сбербанка. Правда, наколпачивал он не клиентов, а собственный банк. Мужик работал в кредитном отделе и ведал выдачей кредитов. То есть финансово нуждающиеся граждане несли ему необходимый пакет документов, он его принимал и... сообщал просителям, что в кредите им отказано. В то время как дело обстояло с точностью до наоборот. Банк одобрял кредитную заявку и выпуск под нее кредитной карты. Эту карту Н. благополучно присваивал, снимал с нее деньги и жил, ни в чем себе не отказывая. На что, правда, надеялся, непонятно. Когда от предполагаемых заемщиков так и не стали поступать платежи по использованным кредитам, их начали напрягать сотрудники службы безопасности, угрожая карами небесными и вполне земными. В конце концов в ситуации разобрались. Ушлого менеджера турнули с работы, по-тихому осудили на 5 лет зоны и попробовали предать это позорище вечному забвению. Что интересно, Н. облегчил закрома Саровского отделения Сбербанка почти на 3 миллиона рублей, но не вернул ни копейки, резонно полагая, что они ему понадобятся после выхода на свободу.
В сравнении со злодеями, которые манипулируют такими суммами, мелкой проказницей выглядит 27-летняя сотрудница Городецкого отделения Сбербанка. Она просто и незатейливо подделывала подписи клиентов и воровала деньги с их сберкнижек. Сейчас по этому факту возбуждено уголовное дело. Осложняется оно лишь тем, что сама подозреваемая не помнит точно, сколько и у кого денег она украла, ведь подделывать подписи она начала почти год назад, а за один рабочий день через ее руки проходил не один десяток финансовых документов.
Александр КОБЕЗСКИЙ

Запись опубликована в рубрике Криминальные нравы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий: ОСТОРОЖНО, СБЕРБАНК!

  1. Семен говорит:

    Хочу скромненько так добавить и другие примеры «трепетного» отношения к клиентам. Например: отказ принимать коммунальные платежи от населения операторами и ликвидация таких окошечек, постоянное сокращение времени приема ( со ссылками на период отпусков -? клиентов. Нерабочим днем сделана суббота.Поэтому в будни везде очереди.И все это на благо клиентам!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *