Берегись автобуса

097

Жизнь советских людей в конце семидесятых была полна стабильности. Страна готовилась к Олимпиаде, а также следила за космосом, где работал орбитальный комплекс из аппаратов «Салют-6», «Союз-29» и «Прогресс-2». В Горьком вовсю шли главные стройки десятилетия: станции метро «Заречная» и «Ленинская», а также Мызинский мост и новое здание ТЮЗа на улице Горького.

НЕПОСТРОЕННЫЙ ДУБЛЕР ПЛОЩАДИ МАРКИНА 
Между тем рубрика «Архитектурные премьеры» рассказывала о только что разработанном проекте реконструкции Нижне-Волжской набережной. Дело в том, что в конце семидесятых Горьковская область планомерно готовилась к заполнению Чебоксарского водохранилища. В связи с чем уровень воды в Волге вскоре должен был подняться сначала на 3, а затем еще на полтора метра. Решения партии по развитию гидроэнергетики и судоходства в то время никто не оспаривал, наоборот, горьковчане с энтузиазмом готовились к грядущим переменам. Привычные пляжи переносились на новые места, а длинный ряд выстроившихся вдоль побережья дебаркадеров должна была заменить высокая современная набережная.
«Широкая, просторная, величавая – вот эпитеты, которые мы обычно предпосылаем слову Волга, когда речь заходит о нашей родной реке, — писал «Горьковский рабочий». – А совсем скоро эти эпитеты можно будет «усилить» — еще привольнее разольется главная голубая магистраль России, образуя новое рукотворное Чебоксарское море… Горьковское отделение Государственного института проектирования на речном транспорте – «Гипроречтранс» – только что выдало пассажирскому порту рабочие чертежи шпунтового ряда – одного из основных элементов будущих причалов. Они должны быть созданы еще до того, как в наш город придет вода Чебоксарского моря. Новое сооружение протянется на 410 метров на участке от Кожевенного до переулка Вахитова – там, где сейчас расположены старые причалы от 5-го до 9-го. Основная цель новостройки – обеспечение надежной стоянки судов, обслуживание их всем необходимым, удобная посадка и высадка пассажиров. Ведь здесь вдоль вертикальной причальной стенки одновременно смогут швартоваться девять теплоходов – два «Метеора», четыре «Ракеты», «Москва», «ОМ» и прогулочный катамаран… По всей длине причалов, на 2,5 метра выше посадочных дорожек, протянется промежуточная терраса, которая будет озеленена и оборудована другими элементами благоустройства».
Забегая вперед, надо отметить, что проект новой набережной был воплощен в жизнь лишь частично. Помимо собственно шпунтового ряда, смотровых площадок и причальных стенок инженеры «Гипроречтранса» предлагали провести комплексную реконструкцию всей Нижне-Волжской набережной и улицы Широкой. Здесь должен был появиться, по сути, «дублер» площади Маркина: филиал речного вокзала для пассажиров местных, пригородных и внутригородских сообщений. Большое и обильно остекленное здание находилось бы прямо напротив выезда с Зеленского съезда. Там были запланированы буфеты, кассовые залы и комнаты отдыха. Сама улица Широкая, согласно проекту, превращалась в площадь. Весь ряд зданий, расположенных по ее правой стороне вплоть до Скобы, предполагалось снести. Кроме того, под перекрестком планировалось строительство тоннеля для транспорта, следующего в сторону Чкаловской лестницы. А широкий поворот на Зеленский съезд становился таким образом бессветофорным (см. схему проекта).
Однако на закате застоя проект посчитали слишком затратным, поэтому к заполнению водохранилища был сдан лишь первый, как это сейчас говорят, «пусковой комплекс». Остальные идеи были отложены «на потом», а затем и вовсе канули в Лету. Спустя много лет, в 2008 году, Нижне-Волжскую набережную вновь начали реконструировать, однако и этот проект закончился полным крахом… В общем, невезучее место города.
ТРАНСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ: КИРПИЧ ВМЕСТО РУЧНИКА
Транспорт тоже потихоньку развивался. Именно в 1978 году на рельсовых дорогах города впервые появились новые трамваи. «Многим горьковчанам пришлись по душе комфортабельные вагоны чехословацкого производства «Татра-3», – рассказывала пресса. — Все 25 вагонов «Татра», которые получило трамвайное депо № 1, работают сейчас на городском кольце». Кстати, трамваи данной марки уже без малого 35 лет колесят по нашим улицам и до сих пор составляют основу парка, особенно в заречной части города.
Ну а горьковские гаишники в жаркие летние дни проводили операцию под кодовым названием «Автобус». Им помогали общественные автоинспекторы, члены добровольных народных дружин, начальники и инженеры отделов безопасности движения автопредприятий. Как и в нынешние времена, поводом для рейда стала серия аварий с участием общественного транспорта. К примеру, в июне на проспекте Гагарина автобус 2-го маршрута протаранил на перекрестке грузовик ГАЗ-53. 18 пассажиров были доставлены в больницы с различными травмами, а водитель погиб на месте. Причиной аварии стал отказ тормозов.
Спустя 35 лет многие почему-то думают, что беспорядок в этой отрасли стал следствием наплыва частников. Мол, когда все автобусы были государственными, за ними осуществлялся постоянный контроль и машины неисправными не катались. И расписание соблюдалось, и с безопасностью было все нормально. Однако факты говорят совсем об обратном.
«Этот автобус внешне ничем не выделялся среди других, спешивших утром по своим маршрутам. И все-таки было в нем и нечто необычное, — сообщала статья «Что показал рейд». – Остановив машину, водитель деловито вынул из кабины кирпич и подсунул его под переднее колесо. Убедившись, что автобус на прочном «якоре», он отошел в сторону, где и состоялся разговор с инспектором дорожного надзора. На вопрос, зачем в кабине нужен кирпич, водитель ЛиАЗа 72-84 ГОЭ Коломенский долго отмалчивался и только после повторного вопроса признался, что совершенно не работает ручной тормоз. При осмотре автобуса сотрудник ГАИ выявил еще ряд серьезных технических неисправностей, каждая из которых могла стать причиной аварии.
Пришлось снять эту машину с эксплуатации. Также не держали «ручники» у автобусов «Кубань» 31-13 ГОЮ и 18-49 ГВГ, а у автобуса 27-46 ГОЦ не работал и ножной тормоз (как же он ездил?! – Прим. авт.). Грустно видеть, как водители с большим шоферским стажем не понимают того, что, используя неисправные машины, создают на городских магистралях аварийную обстановку. Еще более печально осознавать, что руководство автопредприятий беспрепятственно выпускает такие автобусы на городские маршруты».
ВЫВАЛИЛСЯ ИЗ ОДНОГО АВТОБУСА И БЫЛ РАЗДАВЛЕН ДРУГИМ…
Всего же в ходе операции было выявлено 293 неисправных автобуса! Эксплуатация многих из них была запрещена. Между тем, если сравнить эту статистику с современной, то она не в пользу советских времен. В ходе операции «Автобус» с 17 по 20 июня 2013 года сотрудниками ГИБДД был выявлен только 161 неисправный автобус, эксплуатация 12 из них запрещена. Вот вам и «опасные» частные перевозчики.
Многие уже забыли, что ездить на общественном транспорте в брежневские времена тоже было довольно опасно. Граждане постоянно жаловались, что водители «лихачат», не останавливаются на остановках, проезжают на красный свет и вообще возят народ «как сельдей в бочке». Спешить и конкурировать им вроде бы было не с кем, однако ЛиАЗы и «Икарусы» все равно куда-то спешили. Автобус с отсутствующим боковым окном, выломанным люком или форточкой (причем в мороз!), с поломанными сиденьями был в порядке вещей. Да еще и ездили они порой с открытыми дверями…
«Знакомая всем картина. Переполненный пассажирский автобус вот-вот тронется с остановки, и хотя водитель кричит в микрофон: «Граждане, автобус не резиновый!», пассажиры, усердно подсаживая друг друга, упорно стремятся войти в двери. Терпение водителя истощается, и автобус отъезжает, зияя темными впадинами дверных проемов… А. Смирнов долго дожидался «девятки». Когда он увидел, что подъехавший автобус переполнен пассажирами, то смело вскочил на подножку, ухватившись за мужчину, стоящего впереди него. Дверь, естественно, осталась открытой». Однако поездка гражданина на «безопасном» государственном автобусе продолжалась недолго. На Сормовском шоссе машину сильно тряхнуло на яме, в результате Смирнов потерял равновесие и в одно мгновенье оказался на проезжей части. Где и был тут же раздавлен двигавшимся в соседнем ряду «Икарусом»…
А вот другой ЛиАЗ, принадлежавший ГПАП № 4, и вовсе выехал на линию с изначально неисправными дверями. «Авось обойдется», — решил его водитель П. Шляев. Так автобус и колесил по маршруту, пока во время резкого поворота из задней двери не вылетела гражданка А. Войнова. Правда, этой даме, можно сказать, повезло. Ее никто не переехал, она лишь ударилась головой об асфальт…
Виктор МАЛЬЦЕВ

Запись опубликована в рубрике История. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *