Шанцев. Итоги

Шанцев всех убеждает: схема «бизнес во власти» создает все условия для бизнеса!
Но созданная конструкция власти защищает рынок продавца, а не рынок покупателя…

Часть I
Политика
Один из секретов шанцевского властного режима состоит в том, что он создает «неуставные», «неконституционные» структуры, которые реально всем управляют. Замысел в том, что в «уставные» структуры могут попасть тем или иным образом, через демократические процедуры в том числе скрытые оппоненты, а в «неуставные» они не попадут никак. А если кто-то и там «изменит», Валерий Шанцев его тут же исключит.
Уже сообщалось, что губернатором Нижегородской области создано что-то вроде «Политбюро» (Валерий Шанцев, Антон Аверин, Александр Вайнберг, Дмитрий Сватковский, Олег Кондрашов, Олег Сорокин). Это шанцевское «Политбюро» не является монолитным. С некоторой долей условности его можно разбить на две группы. В одну входят Шанцев, Сватковский, Кондрашов, в другую – Сорокин, Аверин, Вайнберг. До недавних пор я считал, что первая тройка – сторонники «мягкого курса», этакие «голуби мира», а вторая тройка – сторонники «жесткого курса», «ястребы мира». Это неверно. Неточным является и разделение троек на «московскую» и «нижегородскую». Тут дело в другом. Сватковский и Кондрашов полностью сориентированы на Шанцева, они в стопроцентной зависимости от него. Аверин, Сорокин и в меньшей степени Вайнберг за Шанцева не столько потому, что он губернатор, сколько потому, что он в качестве губернатора делает то, что им выгодно. Поведи Шанцев другой курс – и Аверин с Сорокиным могут занять самостоятельную позицию. У Сватковского и Кондрашова задача простая – следовать в фарватере «папы». Сорокину, Аверину и Вайнбергу нужно думать о том, как сделать, чтобы после Шанцева все было как при Шанцеве или даже еще лучше.
Возникают вопросы: почему в так называемое «Политбюро» не включены вице-губернатор Владимир Иванов, председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Лебедев, заместитель губернатора по политическим вопросам Сергей Потапов, секретарь областного политсовета «Единой России» Артем Кавинов?
Иванов – «рабочая лошадка», он Косыгин при Шанцеве-Брежневе. Лебедева поставили на ЗСНО по необходимости, из-за того, что Москва была против теперь уже бывшего члена «Политбюро» Виктора Лунина. Потапов слишком слаб, поэтому он только «секретарь ЦК». То же самое можно сказать и об Артеме Кавинове.
Теперь по функционалу членов «Политбюро», которое обеспечивает устойчивость и несменяемость режима Шанцева. Губернатор возглавляет «Политбюро», выступая арбитром в спорах членов «неуставного» высшего органа власти. Сорокин и Аверин финансово защищают шанцевский режим. Вайнберг отвечает за областную «Единую Россию» и фракцию «ЕР» в Заксобрании. Кондрашов отвечает за Нижний Новгород (он же «секретарь ЦК» по областному центру). Сватковский – это «человеческое лицо» шанцевского режима, резервный кандидат в губернаторы, если самого Шанцева столичный Кремль отвергнет из-за возраста или из-за коррумпированности региона.
Теоретически всем руководит губернатор Валерий Шанцев, но чем дальше – тем больше он не хотел бы идти в стыки с тройкой Аверин, Сорокин, Вайнберг. Четкой и дееспособной системы сдержек и противовесов он этой тройке так и не создал. Того же Вайнберга тот же Кавинов нейтрализовать пока не в состоянии. Вайнберг – это «Малюта Скуратов» действующего губернатора, а Кавинов терпеть не может «крови», избегает конфликтов.
Остальные члены «Политбюро» действуют в определенных сегментах, выполняя поручения губернатора. Есть точка зрения, что они «никто». В этом есть доля истины, но тройка Сорокин, Аверин, Вайнберг может и продавливать что-то.
Если следовать такой терминологии, то вся остальная элита – это «никто в квадрате». Уже много раз говорилось, что областная «Единая Россия» — это партийный совет (наподобие инвестиционного совета) при губернаторе. Всем известно, как формируются президиум и областной политсовет «Единой России». Например, кандидаты в депутаты Законодательного собрания Нижегородской области, которые проиграли выборы, нередко получают компенсацию по партийной линии. Их оставляют в политсовете, а то и в президиуме. Главное, чтобы люди были управляемые, голосовали «как надо». Больше от них ничего не требуется.
Сделано все, чтобы не получилось как в советских фильмах, когда авторитетный коммунист без чинов мог сказать: «Коммунист Шанцев, не путайте свою личную точку зрения с линией партии».
Что касается Законодательного собрания Нижегородской области, то следует напомнить, что всего два года назад, в марте 2011-го, «Единая Россия», возглавляемая Валерием Шанцевым, в морально-психологическом плане проиграла выборы в ЗСНО коммунистам в Нижнем Новгороде и просто проиграла в Дзержинске, Сарове и Арзамасе. Дело дошло до поражений в целом ряде одномандатных округов. Ситуацию чуть-чуть подправили срочным пересчетом голосов по одному округу в Нижнем Новгороде и судебным решением по одному округу в Дзержинске. Шанцевская «Единая Россия» могла бы выглядеть еще бледнее, если бы КПРФ была готова к наступлению. Еще пару одномандатных округов в Нижнем Новгороде коммунисты вполне могли бы взять, но они поздно поняли, что у них были сильные позиции при губернаторе Шанцеве в тот период «смуты», докатившейся до Нижегородской области из Туниса и Египта.
Шанцевское большинство в ЗСНО-2011 сформировано за счет отсталых и депрессивных районов. Не потому ли у Заксобрания такая управляемость? Губернатор у нас тоже опирается на дотационные территории, а не на Нижний Новгород, Дзержинск и Арзамас. В трех крупнейших городах его поддерживают те, кто ждет подачек, или те, кому все равно. Ведь умные, сильные, самостоятельные, то есть «средний класс», сомневаются, если не сказать более, в его величии. Полагаю, что эти люди ждут иного кандидата в губернаторы на прямых выборах. И только в отсутствие реальной альтернативы обреченно, как овцы, следующие за козлом на заклание, отдадут свои голоса за «батьку» Шанцева.
Среди депутатов-единороссов в ЗСНО (а их подбирал или согласовывал губернатор Валерий Шанцев лично) есть такие, кто на комитетах не появляется никогда. И что происходит на заседаниях ключевых комитетов? Депутатов собирают по коридорам, вызывают откуда-то, чтобы суммарно единороссов, справороссов и элдэпээровцев оказалось вровень или на одного больше, чем коммунистов. Чтобы не мытьем, так катаньем прошел законопроект правительства и не прошли либо поправки, либо проекты фракции КПРФ. Вот так построена законотворческая работа, полностью подконтрольная губернатору.
Еще раз возвращаюсь к «двухголовой» системе, которую в 2009 году ввел губернатор под надуманными предлогами. Конфликты между главами МСУ, главами администрации, в земских собраниях произошли или продолжаются в Варнавинском, Сосновском, Воротынском, Гагинском, Балахнинском (там уже четвертый или пятый глава администрации), Городецком, Кстовском районах. Конфликты происходят странным образом. Глав администраций обычно с правовых позиций поддерживает главное правовое управление правительства области, а глав МСУ – правовое управление Законодательного собрания. Их консультации, поддержка различных эмиссаров из Нижнего Новгорода приводят к тому, что стороны входят в клинч, никакого нормального управления территорией нет. И в этой ситуации приходилось слышать от главы области странные мысли: это нормальная политическая борьба, там реальная жизнь, а Балахнинский район, несмотря на такую борьбу, с 49-го места в 2011 году перешел на 14-е по оценке уровня развития муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Получается, что нас сознательно вели от сильных глав, избранных населения напрямую, к слабой власти, которая находится в постоянной борьбе?
В одном из своих интервью губернатор Нижегородской области говорил о том, что глава МСУ Нижнего Новгорода и глава администрации города соревнуются друг с другом, доказывая, кто из них лучше. Вряд ли это точная оценка происходящего. Если бы не личный арбитраж губернатора Шанцева, то жесткие стыки «двух голов» произошли бы и в Нижнем Новгороде, и в добром десятке районов области – вдобавок к уже состоявшимся конфликтам.
Если одна голова хорошо, а две лучше, то почему губернатор Валерий Шанцев не показал личным примером приверженность этому принципу? Почему не разделил должности губернатора и председателя областного правительства? Под себя он подтянул единовластие, а для других предложил «двухголовую» систему, которая в нижегородских условиях работает плохо. Почему наш губернатор не следует тому, что сам проповедует? Если предлагаешь другим разделить власть, то сам поделись. Если восхваляешь «бизнес во власти», отдай власть бизнесмену, а сам уйди. Мы же наблюдаем двойные стандарты по принципу: для меня – всё, для других – удобный для меня закон.
Еще один важный момент: почему-то Валерий Шанцев всегда (!) находится в поиске «врагов». Ему, как пресловутому танцору, постоянно что-то мешает. То полпред президента, то мэр Нижнего Новгорода, то областной прокурор, то «молодые депутаты Государственной думы», то журналисты, то опять полпредство президента.
Вроде бы создана система, когда у «Единой России» кляп во рту, когда Заксобрание присягнуло, «плохих» депутатов Госдумы загнали «в глушь, в Самару», запретив вмешиваться в региональную политику, журналисты тоже на коротком поводке. Можно в великом одиночестве, в кладбищенской тишине самодержавно управлять. И тут кто-то без разрешения или приказа слово дерзкое молвит. Что такое? Война! Все-таки мы в 21 веке живем в Нижегородской области, а не в Туркменистане при Шанцевбаши. При таком режиме у нас реально не будет ни экономического подъема, ни притока инвестиций, ни развития бизнеса. Разве что по фальшивой официальной статистике.
Часть II
Хозяйство
Притчей во языцах является инвестиционный совет при губернаторе Нижегородской области. Он работает уже восьмой год. Пора наконец-то публично озвучить цифры по его работе. Сейчас обычно говорят, сколько заявок принято от инвесторов и на какую сумму. Так и декларируются суммы инвестиций. На самом деле хотелось бы знать: сколько заявок реализовано и на какую сумму, сколько находится в стадии реализации и на какую сумму, сколько не реализуется и сколько никогда не будет реализовано? По официальной статистике инвестиций, в Нижегородскую область вложено столько, что можно создать сотни тысяч рабочих мест, но где они?
На мой взгляд, тогда можно будет сделать вывод о работе инвестсовета, а также принять решение о целесообразности его дальнейшего существования. Даже министры областного правительства заявляют, что крупные инвесторы практически закончились. Они уже определились с теми регионами, в которых они будут инвестировать! И новых крупных инвесторов больше не будет.

Если дальше речь идет о развитии малого и среднего бизнеса, то нужно инвестсовет при губернаторе закрывать, а воссоздавать или создавать инвестиционные комиссии в муниципалитетах. В данный момент инвестиционный совет при губернаторе стал, по мнению ряда экспертов, административным барьером. С моей точки зрения, этот барьер давно сдерживает развитие бизнеса, в особенности в отдаленных районах. Что мы видели в 2012 году? Более чем в десятке районов Нижегородской области инвестировано во что-то вроде одной автомойки или в один магазин и одно кафе. И при этом, например, закрылись молокозавод и еще какое-нибудь производство. Немногим лучше ситуация еще в десятке районов. Вот так у нас происходит развитие производительных сил в муниципалитетах.

Интересные дела – в строительстве жилья. Когда губернатор Валерий Шанцев прибыл в Нижегородскую область, то он в первые годы заявлял, что рост цен на жилье – это хорошо. Дескать, с высоких цен можно больше взять жилья у застройщиков и дать бюджетникам. Но эксперты тогда посчитали, что московские строительные компании, увидев уровень цен на жилой фонд в Нижнем Новгороде, были крайне разочарованы. Их устраивала цена на первичном рынке в два раза больше. До кризиса, в 2007 году, насколько я помню, в Нижнем Новгороде «официально» сдали 517 тысяч квадратных метров жилья. Представители администрации города тихо шептали, что их заставили указать такие цифры – более 500 тысяч «квадратов».
Потом начался кризис, когда строительная отрасль упала сильнее других сфер бизнеса. Московские девелоперы ушли. Где-то в 2010 году губернатор Валерий Шанцев стал заявлять, что надо за 5 лет в два раза увеличить объемы сдачи жилья. Ставится задача сделать жилье доступнее по ценам. Вплоть до снижения цен. И что мы видим? По объемам сданного жилья по Нижнему Новгороду ситуация совершенно неясная. Я внимательно пересмотрел отчет главы города Нижнего Новгорода о результатах деятельности за 2012 год. И там не обнаружил конкретной цифры: сколько же жилья сдано? Превышает ли она цифру в 517 тысяч «квадратов» от 2007 года? Непонятно. Почему-то вместо докризисных «пиковых» ориентиров за исходную базу «бизнес во власти» берет итог по 2010 году. Что касается роста цен на жилье, то, по сообщениям средств массовой информации, в Нижнем Новгороде он выше, чем в любом крупном городе России, в том числе и в Москве.
Никаких внятных объяснений этому нет. Вроде бы объемы сдаваемого жилья растут. То есть предложение на рынке увеличивается. Доходы нижегородцев не так уж и велики. Средний работающий нижегородец зарабатывает в месяц чуть более чем на 0,5 квадратного метра жилья. Значит, спрос не так уж велик. У нас есть инвестиционный совет при губернаторе, создающий «райскую жизнь» инвесторам. По словам властей, коррупции у нас нет. Согласно ч.4 ст. 46.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, методика определения начальной цены предмета аукциона (то бишь земельного участка под жилищное строительство) может быть установлена субъектом Российской Федерации, то есть правительством региона. Вместе с тем, такая методика органами исполнительной власти Нижегородской области не принята. Отсюда занижение цен на земельные участки, расчет которых делается в соответствии, например, с временной методикой определения начальной цены права на заключение договоров о развитии застроенных территорий, утвержденной распоряжением администрации Нижнего Новгорода от 07.11.2008 г. Как интересно это было сделано с участком в границах улиц Новая, Ильинская, Горького после затрат бюджета в 370 миллионов, сейчас хорошо известно. Конкуренции за земельные участки у нас тоже нет, и они уходят по стартовой цене.
Казалось бы, Нижний Новгород должен быть лидером по наименьшему росту цен на жилье на первичном рынке. Ведь власть у нас просто настаивает: «Снижение цен на жилье – важнейшая социальная задача, над решением которой мы работаем постоянно». Но пока парадоксальным образом получается прямо противоположное! Несмотря на то, что Шанцев всех уверяет: «бизнес во власти» создает все условия для бизнеса. Но это слова, а дела иные. Шанцевская схема «власти бизнеса» создала рынок продавца, а не рынок покупателя.
Объяснение парадоксу простое: у нас откатная экономика, коррупция во власти такая, что застройщик – по факту, а не по бумагам – дешево ничего не получает. Как говорится, мы строили, строили – и наконец мало что построили.
Мы как-то стесняемся говорить о сельском хозяйстве. Как будто там, на селе, живут инопланетяне. Ненавязчиво создан миф о том, что аграрный сектор в Нижегородской области при «асфальтовом» губернаторе активно развивается. По ТВ нам показывают сериал «Нижегородские колхозники» режиссера Пырьева, который является аналогом «Кубанских казаков». Открываются новые фермы, строят дома для молодых специалистов, зерновыми себя обеспечиваем, молока хоть залейся, программа «Покупай нижегородское» выполнена и перевыполнена, качество нашей сельскохозяйственной продукции превосходит все мировые аналоги. Тут Борис Немцов на смерть Тэтчер вспоминал, как она на Большой Покровке в 1994 году купила местный сыр «Голландский» и уверяла, что он лучше реального голландского сыра. Сейчас у нас всё лучшее.
Однако почему-то мы практически ничего не знаем о реальных проблемах сельского хозяйства. Хотелось бы знать общую закредитованность наших хозяйств. Сколько у них «плохих» кредитов? Власть молчит о том, что происходит с Зинатулой Ситдиковым, а он контролирует десятка полтора хозяйств в нескольких районах. Мы периодически глухо слышим о бедственном положении тех или иных некогда славных и успешных хозяйств. Но официально об этом ни полслова. Губернатор на селе только поет и пляшет. Между тем, именно сельскохозяйственные районы остаются среди самых отсталых. Более того, ситуация в части из них продолжает ухудшаться. Таковы факты, а не слова.
Часть III
Управление
В управленческой сфере губернатор Нижегородской области демонстрирует чудовищное нежелание и неумение меняться. Прибыв сюда, он провел ряд важных мероприятий: создал инвестиционный совет, разработал стратегию развития Нижегородской области до 2020 года, централизовал региональную бюджетную систему. И вот уже почти восемь лет, как мы встали в колею и вяло бредем по ней. Никаких корректировок, изменений, учета новых условий. Почему и трудно выступать за третий срок губернаторства Валерия Шанцева. Ведь ничего нового мы не увидим, все ходы уже записаны.
Управленческая система устроена так, что с губернатором Шанцевым у нас никто не спорит. Рациональное зерно он не воспримет, а в «черный список» включит. Поэтому у нас принято бросать некие идеи просто в окружающее пространство, абстрактно рассуждая. Сколько было тонких намеков Шанцеву о бюджетной децентрализации, о возвращении муниципалитетам мотивации к движению вперед. Губернатор сам говорит о децентрализации по линии федерация – регионы, но глубоко он этого тренда не видит.
Уже не раз говорилось, что путь к децентрализации отрезается накоплением госдолга Нижегородской области. Специалисты пресс-службы губернатора объясняют, что госдолг Татарстана или Кирова еще больше. Этот довод никого не устраивает: мы не Татарстан и не Кировская область. Недавно эксперты получили очевидное доказательство этому. Просочилась информация, что федеральные власти «списали» долг Казани на 65,5 миллиарда рублей, то бишь его комфортно реструктуризировали. На первые десять лет долг замораживается, а дальше в течение 20 лет возвращается под 0,5% годовых. Татарстан заранее знал, что будет внешним долгом шантажировать Москву. Разве у Нижегородской области может такое получиться? Ну а сравнение с Кировской область, видимо, корректное. При Шанцеве мы мало чем отличаемся от Кирова. Не объединиться ли нам в один субъект Федерации, чтобы Валерий Павлинович начал как бы с первого срока в Вятско-Нижегородском крае? Пусть над этим Шанцев подумает: его же не оторвать от власти даже клещами.
Касательно госдолга Нижегородской области. Казалось бы, федеральный Минфин дал указание умерить долговые аппетиты. Но в 2013 году дефицит бюджета у нас вновь запланирован под 10 миллиардов рублей. И это в условиях экономической стагнации, когда опять же федеральный Минэкономики прогнозирует рост ВВП в размере не более 3 процентов.
Что касается экономических показателей Нижегородского региона, то, похоже, статистика у нас «рисует», как прикажет власть. Примерно в августе-сентябре 2012 года речь шла о том, что по прогнозу рост экономики у нас будет чуть более 3 процентов. Примерно таким был показатель по итогам полугодия. И вдруг за год по области получается 106,4 процента. А в Нижнем Новгороде аж 110,8 процента. Получается, что мы идем темпами Китая, а Нижний Новгород вообще среди мировых лидеров... На самом деле это дутые цифры, чтобы губернатору хорошо отчитаться перед Москвой. Все в депрессии, в полном дерьме, а губернатор на белом коне! «Я вас умоляю!..»
С моей точки зрения, уровень управления в целом упал до состояния хаоса. У нас реализуется «модель Балахнинского района»: ничего не надо делать, всё уладится само собой. Кстати, с такими управленцами, как у нас, это, наверное, самая оптимальная схема. А наиболее стремительно ухудшается качество управления «имущественным ресурсом». У всех еще на слуху пример с «Трансинкором».
Есть большие проблемы и с кадрами. По некоторым данным, за «волновое переселение» от области (проект осуществляется совместно правительством Нижегородской области и администрацией Нижнего Новгорода) будет отвечать экс-министр социальной и жилищной политики Никита Гурьев. Если вспомним лишний раз улицу Богдановича, то камбэк Гурьева – это очень плохой сигнал для «волновых переселенцев». Я за них очень волнуюсь: как бы их не накрыло волной некачественного жилья при срывах сроков. Возвращение Гурьева выглядит как вызов Нижнему Новгороду.
Часть IV
Изменения необходимы
Можно посчитать, что мы рассуждаем о личности Валерия Шанцева. Но так думают только недалёкие люди. На самом деле речь идет о московской модели, которая не прижилась на нижегородской почве. «Москвичи» в широком смысле слова не устраняют административные барьеры, не решают системные проблемы. У них всё построено на «бабках». Они как чиновники получают «бабки» и решают частный вопрос. Они как бизнесмены выезжают за пределы Садового кольца, платят кому надо, и у них всё в порядке. Но система при этом не меняется к лучшему.
Разве не так у нас происходит после 2010 года? Сейчас это понятно если не всем, то многим. Кто-то считает, что Шанцев «на своем месте». Это неправильно, хотя такая точка зрения тоже имеет право на существование. Но, как уже говорилось, дело не в этом внутренне несвободном, «больном» властью человеке. Он, волею судеб, является ядром, носителем «московской системы», которая подлежит демонтажу. Это будет тяжелый, болезненный процесс, потому что раковые клетки проникли в элитный слой глубоко, в какой-то степени поразили жизненно важные органы. Но демонтаж, «хирургия» просто необходимы. Иначе мы построим ФОКи, стадион для чемпионата мира, метро, развязки, но активным, самостоятельным, я бы даже сказал, нормальным людям здесь делать будет нечего.
Только не надо считать, что Шанцев уйдет – и «московская система» исчезнет вместе с ним. Ее придется корчевать. Но пока тут Валерий Павлинович, систему не одолеть.
Если не будет губернатора-царя, то не будут востребованы и главы районов – царьки. А значит, территории в отдельности, а не только вся область в целом, получат шанс и импульс для развития. Выберем шанс без Шанцева?
Виктор ДЕМЕНЕВ

Запись опубликована в рубрике Страсти по власти. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: Шанцев. Итоги

  1. Николай Викторович говорит:

    дзЕржинск — это прежде всего коррупция

    Во вторых — это поставщик проституции

    в третьих — это уход от налогов

    И за всем этим стоит «депутат» артамонов

  2. Виктор говорит:

    дзЕржинск поражен коррупцией

    Где данные про зарубежную недвижимость депутата Артамонова ?

    про схемы уклонения от уплаты налогов его Тосол Синтезом ?

  3. Аркадий говорит:

    Если,как сказано здесь, у Губернатора нет врагов и он всех «зачистил», кто-же тогда пишет эту статью и зачем?

  4. семен говорит:

    Побольше таких статей. Может быть, и научимся разбираться в политике и местных вождях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *