«Электронный билет» — это удобно

Летом 2012 года заговорили о том, что Нижнему Новгороду надо переходить в пассажирских перевозках на так называемый «электронный билет». Самокритично отмечалось отставание нашего города от других мегаполисов. В департаменте транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода тогда назвали «Час Х» — 1 апреля 2013 года, когда «система» начнет поэтапно вводиться. И вот с приближением 1 апреля возникли настороженность в отношении «электронного билета» и критика директора профильного департамента Олега Анатольевича Семечкина. Мол, куда торопимся? Народ к этому не готов. А к чему мы, собственно, идем с «электронным билетом»? Так ли это страшно? Может быть, наоборот, это удобно?

Чаще всего у нас стартапы откладываются. Скептики уже готовились посрамить директора департамента транспорта и связи Олега Семечкина: и где же 1 апреля обещанный «электронный билет»? Выяснилось, что с лета прошлого года проведена определенная работа. И начинается тестирование системы. Семечкин объясняет, что тестирование – это в первую очередь отладка. Нужно убедиться, что пассажир, поднеся к валидатору «электронный билет», получит чек, а приемное устройство выдаст на центральный сервер правильные данные. Чтобы потом перевозчик получил за перевозку пассажира деньги. Это будет происходить примерно так. Люди как ездили, так и будут ездить, по сути ничего не меняется. По бумажному билетику, по бумажному проездному или по талончикам, которые выдаст «область». Кондуктор примет деньги и проведет по валидатору своей карточкой, подтвердив, что оплата произошла. В каждом транспортном средстве будут проверены два валидатора — что они дают правильную информацию. Когда будет установлено, что каждое транспортное средство, оборудованное валидаторами, дает правильные данные, тестирование закончится. Сведения шифруются, расшифровываются, хранятся на сервере, происходит распределение данных по предприятиям. И раз в неделю предприятиям за перевозки будет платеж за количество перевезенных пассажиров по каждому виду транспорта. Очевидно, что тестирование – длительный процесс. В прогнозе Олега Семечкина оно продлится не менее полугода.
Председатель постоянной комиссии городской Думы по транспорту и связи Алексей Гойхман определил цель введения «электронного билета» примерно так. Житель города, имея его, мог бы зайти в любое транспортное средство, частное или муниципальное, в автобус, метро, троллейбус или трамвай, и нормально проехать по «электронному билету».
Олег Семечкин в целом согласен с такой установкой. Мы должны это увидеть, но на весь процесс потребуется несколько лет. Практика других городов показала, что проникновение «электронного билета» на 50 процентов заняло три года. То есть только половина населения приобрела их, а другая половина продолжает платить наличными водителю или кондуктору на борту транспортного средства.
Прагматичная цель тут достаточно простая. Это уход от наличных денег, создание прозрачной системы. Если есть наличные деньги, неизбежны попытки ими злоупотребить. Это можно назвать «обелением» рынка перевозок. Вот основная цель. Даже с учетом комиссии, которую возьмет интегратор, эксплуатирующий систему, будет рост доходов только за счет того, что произойдет «обеление».
Наиболее интересен для жителей Нижнего Новгорода второй аспект. Появятся сквозные проездные, единые проездные, проездной, действующий, условно говоря, полтора часа. Платишь не 20 рублей, а, допустим, 30 рублей. Но ты полтора часа едешь, куда хочешь, на любом виде транспорта. А компьютер потом выдаст, что обладатель такого-то электронного билета ехал на автобусе, метро и троллейбусе. И разделит средства за проезд в соответствии с фактом. Это важно не только для статистики, но и по деньгам. Каждому предприятию придет своя доля в результате расщепления стоимости билета. Получается, что заплатил чуть больше, чем за одну поездку, зато проехал без проблем. Может быть, у нас в Нижнем Новгороде такой проездной будет не на 90 минут, как в Москве, а на 75. Сейчас ведутся расчеты.
Итак, за один платеж можно будет пользоваться любым транспортом на выбор. Пересадки за этот промежуток времени не ограничиваются. Это делается для того, чтобы люди подолгу не ждали нужного маршрутного такси, в котором заплатил и едешь без пересадок полтора часа. Тут можно заплатить один раз и намного быстрее добраться до пункта назначения, пересев с трамвая на метро, с метро на троллейбус. И не заморачиваться, что с тебя еще и еще раз будут брать деньги.
Получается, что разгружаем транспорт, который ходит по верху, за счет пересадок в метро.
Особо интересно это будет студентам. Он купил проездной билет. При этом его проездной билет будет стоить, например, половину от взрослого. Студенту, молодому и энергичному, все равно, сколько будет пересадок, главное – быстро доехать. Зато он не будет ждать определенной маршрутки до площади Минина без пересадки. Доедет до метро, на нем до площади Горького, оттуда до Минина. Быстрее получится.
В перспективе нужно подумать о системе стимулов, хотя тут есть проблемы законодательного порядка. Если платишь на борту автобуса, то проезд стоит, например, 20 рублей, если за 10 поездок заранее положил деньги на электронную карту, то, по идее, проезд должен стоить 18 рублей. Но законодательно это очень трудно прописать. С точки зрения юридической. Поэтому предлагается идти от другого. Если у пассажира есть электронный билет, то появляется возможность, как мы уже говорили, сквозного проезда за фиксированную сумму, есть единый проездной билет, просто проездной билет. Пассажиров будут стимулировать в приобретении «электронного билета» за счет удобства. И плюс не надо с собой возить мелочь, передавать через других пассажиров деньги водителю или кондуктору, что многих раздражает. Вошел, приложил к валидатору карту, получил билет, и всё. Удобно!
Виктор ДЕМЕНЕВ

 

Запись опубликована в рубрике Социум. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: «Электронный билет» — это удобно

  1. Василий Геннадьевич говорит:

    да ясно, что никому эти валидОторы нахрен не нужны!

  2. Александр Степанков говорит:

    Прочитал статью Деменева «Электронный билет-это удобно». Заказуха.

    Вопрос: ЭЛ Б-Удобно кому? Чиновникам? Народу это не нужно. Спросите любого.Все это похоже на очередную схему «РОСПИЛА». Условия- 7% от доходов фирме, устанавливающей систему ЭЛ-Б, с бедных и убыточных транспортников в течение 5 лет. При этом затраты фирмы покроются приблизительно за 1 год. А оставшиеся 4 года за что платить? Явно кто-то из чиновников имеет свой интерес и немалый. Кроме того нам пенсионерам по системе ЭЛ-Б не будет льгот на пригороде,там не будет валидаторов. Это что же еще покупать соц билет за 300 рублей с 39 талонами, или как? В маршрутках тоже не будет валидаторов, т. к. частник работает с наличными и привык получать их ежедневно, а не через неделю, и в них ежедневная зарплата водителя(серая).

    гн.Деменев! Ждем от Вас глубже изученной статьи под названием «ЭЛ-Б- Кому это выгодно?»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *