Эпоха Андропова: почему не на работе?

 

В России каждый правитель сформировал определенную законченную эпоху. Причем каждая из них отличается своим неповторимым колоритом и ассоциациями, каждая оставила свои памятники, фильмы, крылатые фразы и анекдоты. Эпоха Юрия Андропова длилась всего 15 месяцев, с ноября 1982 до февраля 1984 г. Чем же запомнилось это время?  КАГЭБЭШНИК С ИМИДЖЕМ ЛИБЕРАЛА
Вообще всех руководителей нашей страны, будь то император или генсек, объединяло одно. Вступая на «престол», они неизменно провозглашали курс, направленный на социально-экономические преобразования. Не был исключением и бывший председатель зловещего Комитета госбезопасности, которого иногда называют «кагэбэшником с имиджем либерала». Уже в ноябре, вскоре после похорон любимого Ильича, Юрий Владимирович объявил о том, что стране нужны перемены. Однако вскоре оказалось, что речь шла вовсе не о каких-то реформах, а о банальном укреплении дисциплины среди работников партийного аппарата и на рабочих местах, а также о борьбе с коррупцией. В силу особенностей своей прежней должности Андропов был хорошо информирован о ситуации в стране и считал, что народ изрядно «подразболтался» и расслабился в спокойные годы брежневского застоя. Поэтому первым делом решил, как говорится, «навести порядок».
По всей стране развернулась борьба с прогульщиками и прочими нарушителями трудовой дисциплины. Причем весьма нетривиальными методами. В Горьком, как и в других крупных городах, в рабочее время стали проводиться милицейские облавы в кинотеатрах, крупных магазинах, банях и других местах скопления людей. По воспоминаниям очевидцев, происходило это примерно так. Прямо во время сеанса внезапно включался свет, кино останавливалось, и в зал входили люди в форме, которые просили всех предъявить документы. Затем у попавших под подозрения выясняли, где работают и почему «гуляют» в рабочее время. В случае чего неприятности грозили не только самому прогульщику, но и его руководителю, плохо следившему за дисциплиной. Иногда под проверки попадали даже прогуливавшие уроки школьники, решившие посетить полуденный сеанс кино. Через несколько дней на имя директора школы приходило официальное письмо из милиции, докладывавшее о поимке прогульщиков с указанием фамилий!
ОБЯЗАННОСТЬ ТРУДИТЬСЯ НИКТО
НЕ ОТМЕНЯЛ
Один из таких рейдов был описан в «Горьковском рабочем». «18 марта. 11 часов утра. Город живет повседневной трудовой жизнью, — писала газета. — Однако все ли труженики добросовестно исполняют свои обязанности, за которые получают гарантированную зарплату? Вместе с группой дружинников и сотрудников милиции направляемся в расположенный в Нижегородском районе кинотеатр им. Минина. В одном из залов идет утренний сеанс. Премьера остросюжетного фильма. В зале полным-полно народа самых разных возрастных категорий, почти все билеты в кассе распроданы. Советская конституция гарантирует гражданам право на отдых. Однако и обязанность трудиться никто не отменял… Сотрудники милиции просят приостановить сеанс на 10 минут. Начинается проверка документов. И вежливый вопрос: где работаете? Где учитесь? Почему в рабочее время не на учебе или не на работе? Почти у всех находится та или иная «веская причина».
— Отпросился по личным обстоятельствам…
— У меня отпуск…
— У нас занятия отменили…
— Отпустили пораньше…
После выяснения всех обстоятельств сотрудники милиции составляют списки. Ну а завтра уже руководителям предприятий, учреждений и учебных заведений придется нести ответ, действительно ли их сотрудники и обучающиеся имели веские причины для свободного времяпрепровождения в установленные часы работы и учебы».
Борьба за дисциплину коснулась даже общественного транспорта. В Советском Союзе хоть все и стоило дешево, многие невоспитанные граждане, тем не менее, все равно при случае старались на чем-нибудь сэкономить, что-нибудь спионерить и воспользоваться какой-нибудь услугой на халяву. В начале восьмидесятых общественный транспорт работал по системе самообслуживания. То есть проезд оплачивался через специальные кассы самообслуживания, а также с помощью компостирования проездных талонов. «Совесть пассажира – лучший контролер!» Такими надписями были украшены салоны автобусов, трамваев и троллейбусов. Однако таковая имелась далеко не у всех горьковчан. Многие попросту ездили зайцем, другие, хуже того, отрывали билеты бесплатно либо кинув в кассу меньшую сумму. Только в автобусах ГПАП № 1 за 1982 год граждане натырили около 45 тыс. «бесплатных» билетов. Примерно в 160 000 руб. оценивались убытки предприятия от простых безбилетников.
«Сейчас, когда повсюду объявлена война пьяницам, нарушителям дисциплины и общественного порядка, любителям погреть руки за государственный счет, так же остро должен быть поставлен вопрос о решительной, бескомпромиссной борьбе с теми, кто систематически обворовывает транспортные предприятия, — гневно возмущался «Горьковский рабочий» в статье «Так ли безобиден «заяц»?». – Пора уже называть вещи своими именами: «заяц» — это не просто забывчивый и рассеянный пассажир, а самый настоящий расхититель, наносящий нам большой материальный и моральный ущерб».
Вещи своими именами назвали, вопросы поставили. И начали борьбу. На помощь немногочисленным контролерам в переполненные автобусы двинулись добровольные народные дружины: из студентов пединститута им. Горького, госуниверситета, рабочих заводов «Красная Этна», «Красное Сормово», «Орбита» и других, а также «комсомольские патрули» из старшеклассников школ города. После составления протоколов списки пойманных безбилетников стали направляться в трудовые коллективы и учебные заведения для обсуждения их поступков на собраниях.
ЧТОБЫ СШИТЬ ЧТО-НИБУДЬ В АТЕЛЬЕ, НАДО СХОДИТЬ В НЕГО 10 РАЗ
Однако, как уже давно известно, решить копившиеся десятилетиями проблемы простой кампанейщиной еще никому не удавалось. Уже на заре короткой эпохи Андропова стало выясняться, что «слабая дисциплина» в Советском Союзе, помимо собственно разгильдяйства, имела и вполне объективные причины. Дело в том, что после трудового дня людям надо было еще, как минимум, выстоять несколько очередей в магазинах, которые закрывались довольно рано, успеть за детьми в детские садики, которые работали тогда до 17.00. Чтобы уложиться в такой график, граждане просто вынуждены были либо отпрашиваться у начальства уйти пораньше, либо «сваливать» по-тихому. «После работы приходится обойти несколько магазинов, чтобы купить продукты на ужин», — жаловалась жительница Дзержинска А. Макарнина. «Посещение магазинов ежедневно отнимает 2 – 2,5 часа», – констатировал А. Антонов. Не радовала потребителей и система бытового обслуживания. «Чтобы сшить что-нибудь в ателье, надо сходить в него 10 раз», – писала в газету Н. Бледнова из города Бор. «Ремонт бытовой техники – телевизоров, холодильников, пылесосов и т.д. – производится в основном за счет рабочего времени, порчи нервов и здоровья клиентов», – сообщал житель Семенова Н. Пузанов. При этом все предприятия, как и положено, работали до 17 часов. Таким образом, чтобы сходить туда, тоже надо было «отпроситься» или прогулять.
Проблему попытались решить. «Сейчас в г. Горьком и области областным и городским управлением торговли установлено время работы универмагов до 21 часа,   продлены часы работы магазинов по продаже мебели, автомобилей, хозяйственных и электробытовых приборов, товаров для детей, ювелирных изделий, а также комиссионных магазинов», — писала пресса. На 70 крупных предприятиях были открыты магазины и пункты выдачи заказов. Однако всего этого все равно оказалось недостаточно, чтобы «очистить» свободное время советских людей от стояния в очередях.
Еще одной причиной «плохой дисциплины» была плохая работа общественного транспорта. Пресловутых пробок в те времена не наблюдалось, зато подвижной состав ходил из ряда вон плохо. «Навести порядок!» — так озаглавил свое письмо в редакцию секретарь территориальной парторганизации из Московского района С.Г. Тираспольский. «Сейчас, — пишет он, — когда остро ставится вопрос о дисциплине, постоянно недоумеваешь: а существует ли она на транспорте?» «Не могут своевременно добраться на работу труженики завода имени Фрунзе и телевизионного завода имени В.И. Ленина…». «Люди по вине транспорта опаздывают на работу, не могут вовремя забрать детей из детских садов, не могут съездить в магазины, в больницу, в аптеку…». Так описывали работу городского транспорта жители. Многочасовые стояния на остановках, давки, драки между ломящимися в салон пассажирами, хулиганские выходки водителей были в порядке вещей. Понятно, что ни о каком порядке в таких условиях не могло быть и речи.
Виктор МАЛЬЦЕВ

Запись опубликована в рубрике История. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *