От кастр юли до мимозы

Праздники, как известно, делятся на политические,
патриотические и романтические. Одни навязываются указами
и постановлениями «сверху», другие возникают стихийно в
результате инициативы «снизу». 8 Марта же, по сути, стало
переплетением политического с романтическим.

ПОПУЛЯРНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ЗАПАДНОГО
ОБЩЕСТВА
О происхождении праздника есть несколько версий.
Согласно одной из них традиция отмечать Международ-
ный женский день была положена т.н. «маршем пустых
кастрюль», который провели 8 марта 1857 года работ-
ницы текстильной промышленности и фабрик по пошиву
одежды в Нью-Йорке. Женщины протестовали против
тяжелых условий труда и низкой заработной платы. В то
время слабый пол трудился наравне с сильным, т.е. по
14 — 16 часов в сутки. При этом брали дам исключительно
на низкоквалифицированную работу, а платили меньше,
чем мужчинам. Легенда гласит, что женщины прошли по
городу демонстрацией, попутно грохоча кастрюлями. Од-
нако нет прямых доказательств, что эта шумовая дамская
«психическая атака» имела место именно в марте...
Согласно другой версии, 8 Марта 1908 года по призыву
нью-йоркской социал-демократической женской организа-
ции состоялся митинг с лозунгами о равноправии женщин.
В этот день более 15 000 женщин прошли маршем через
весь город, требуя сокращения рабочего дня и равных
условий оплаты с мужчинами. Кроме того, выдвигалось
требование предоставления женщинам избирательных
прав. Именно после этого мероприятия, посвященные
борьбе слабого пола за свои права, вошли в моду в раз-
ных странах мира.
Что касается России, то здесь впервые «день 8 марта»
был отпразднован 100 лет назад, в 1913 году в Санкт-
Петербурге, как «популярное мероприятие западного об-
щества». Это событие нашло отражение и в прессе того
времени. «8 марта состоялось многолюдное собрание
отдела избирательных прав при русском женском обще-
стве, посвященное вопросу об участии женщин в местном
самоуправлении, — сообщал читателям «Нижегородский
листок». – Собрание открыла председательница женско-
го общества доктор А.Н. Шабанова». Затем докладчица,
некая Н.А. Долгова, выступила с речью о новой и неза-
служенно приниженной роли слабого пола в российском
обществе. Женщины, по ее словам, играли все большую
роль в экономике страны, особенно в сельском хозяйстве.
Многие из них не только владели землей, но и нанимали
рабочих, строили молочные фермы, занимались арендой
и платили немалые налоги в казну. «Необходимость до-
пущения женщин к земскому делу вызывается еще и тем,
что при современных условиях интеллигентные мужчины
бегут из деревни, и земское дело попадает в руки местных
кулаков и ростовщиков» — заявила докладчица.
Для царской России подобные речи были поистине кра-
мольными. Ведь у нас в стране бабы издревле считались
в основном хранительницами домашнего очага, а на селе
и попросту тягловой силой. В несколько лучших услови-
ях жили дворянки и мещанки, но и их социальная роль в
основном сводилась к танцам на балах и ублажению му-
жей. Конечно, в начале ХХ века уже никого не удивляли
женщины-врачи и учительницы, однако о том, чтобы до-
верить милым дамам политическую власть, никто даже не
задумывался.
Любопытную статистику, приуроченную к новому
празднику, приводила статья под названием «Алкого-
лики». В ней сообщалось, что, «оказывается, число
мужчин-алкоголиков в десять раз больше числа женщин-
алкоголичек». При этом, по данным статистики, дамское
пьянство было в основном распространено среди домаш-
них хозяек и живущих «при муже». Намек был понятен:
пока многие мужики спиваются, женщины вполне могли
бы успешно проявить себя в разных сферах жизни обще-
ства.
Международный женский день был популярен в разных
странах в 1910 — 1920-х годах, однако затем его популяр-
ность постепенно сошла на нет. В первую очередь именно
из-за сугубо политической окраски праздника. Не стал ис-
ключением и Советский Союз. 8 Марта, конечно, отмечали,
учитывая его социал-демократическое происхождение, но
без особого размаха и помпы. В этот день чествовали не
женщин как таковых, а лишь представительниц слабого
пола, которые успешно освоили мужские профессии (к
примеру, машинисток паровозов или монтажниц), прояви-
ли героизм в воспитании детей, в труде или на войне, а
также партийных и общественных деятелей.
ЗА ЗАСЛУГИ В КОММУНИСТИЧЕСКОМ
СТРОИТЕЛЬСТВЕ
По-настоящему праздничным «международный женский
день» в нашей стране стал только в брежневские време-
на, а именно 8 мая 1965 года. В соответствии с Указом
Президиума Верховного Совета СССР, со следующего
года 8 Марта стало официальным праздни-
ком и нерабочим днем. Впрочем, идеоло-
гическая окраска тоже сохранилась.
«Горьковский рабочий» писал: «Впер-
вые в этом году 8 марта обозначено в
календаре красным цветом. Это – еще
одно свидетельство признания огромных
заслуг советских женщин в коммунисти-
ческом строительстве. Наш народ тепло
приветствует своих славных дочерей, от-
давая дань любви и уважения их светлому
разуму, неутомимым рукам, их материн-
скому подвигу, их преданности коммуни-
стическим идеалам». В Москве, столи-
цах союзных республик, городах и селах
прошли торжественные собрания. Не стал
исключением и город Горький. Вечером 6
марта подобное мероприятие прошло в
помещении драмтеатра. «В зале собра-
лись славные представители горьковских женщин
– работницы заводов и фабрик, научных учреждений,
учебных заведений, учреждений культуры и искусства», —
рассказывала газета.
Попутно публиковались материалы, пропагандирующие
равноправие мужчин и женщин. К примеру, 7
марта тот же «Рабочий» напечатал незамысло-
ватый юмористический рассказ под названием
«Мужской разговор». Три мужика: Мамлюков,
Иван Евдокимыч и Петрович — после работы
зашли «по-быстрому» отметить женский празд-
ник. Когда компания опрокинула по паре стопок
сорокаградусной, Петрович вдруг взял да и
признался, что уважает свою жену, а попутно
занимается дома «готовкой» и «приборкой», а
также моет посуду и стирает белье. Собутыль-
ники, естественно, пришли в недоумение и
предположили, что супруга Петровича «на ру-
ководящей работе». Ан нет! Выяснилось, что та
скромно трудится воспитательницей в детском
саду. И живут, мол, при этом дружно и счастли-
во. И даже когда Петрович иной раз придет до-
мой навеселе, жена его не ругает. Задумались
тогда Иван Евдокимыч и Мамлюков и решили
с завтрашнего дня изменить свою жизнь. «Вот
это семья, поговорю с Катериной сегодня же», — подумал
Мамлюков. «С завтрашнего дня обед буду готовить сам.
Вот удивится моя Соня» твердо решил Иван Евдокимыч.
Ну а в конце рассказа выясняется, что Петрович мнил себя
образцовым семьянином лишь в мечтах, а пока «жил бо-
былем» у своей тетки и только подумывал о женитьбе…
Телевидение приготовило для женщин свой подарок. В
12.55 8 марта 1966 года на экранах телевизоров можно
было увидеть концерт по заявкам. Легендарные хиты
тех лет исполняли Людмила Зыкина, Эдита Пьеха, Эдуард
Хиль. Далее телевечер продолжали торжественное засе-
дание в Кремлевском Дворце съездов и «Голубой огонек»
(это не опечатка, в те времена эта программа еще не по-
лучила статус сугубо новогодней).
БУКЕТ ЦВЕТОВ И ДУХИ
«КРАСНАЯ МОСКВА»
Именно в конце шестидесятых появилась и
традиция дарить женщинам цветы. В пред-
праздничном номере газеты «Известия» в 1969
году появился снимок электромонтажницы
Нади Василенко с букетом в руках. Не с по-
четной грамотой, газовым ключом или отбой-
ным молотком, а именно с цветами. Этот
с виду незначительный факт в действи-
тельности имел важное значение. По-
степенно, уже в эпоху застоя, праздник
8 Марта стал утрачивать свою поли-
тическую окраску и привязку к борьбе
женщин против дискриминации, став
просто «днем всех женщин».
Первоначально на 8 Марта женщинам
принято было дарить только «мимозы»,
только потом, в середине семидесятых,
в моду вошли гладиолусы и тюльпаны.
К слову сказать, мимоза растет только в
Южной Америке. В России же так назы-
вают некоторые виды акации, чаще всего
акацию серебристую, которая внешне очень похожа на
мимозу. Этот вид распространен на Черноморском побе-
режье Кавказа, и именно ветки этого растения уже почти
полвека привозят к Международному женскому дню.
Помимо цветов в советские времена вошло в традицию
дарить дамам и духи разных марок. При этом в подарок
маме или бабушке мужчины предпочитали покупать «Тор-
жество», «Триумф» и «Реноме». А любимым девушкам и
женам дарили марки «Людмила», «Наташа» и «Незна-
комка». Высшим шиком и сюрпризом считалось достать
редкие духи, которые, как и многое другое в Советском
Союзе, были жутким дефицитом. К таковым относились
«Фея ночи» и «Злато скифов». Ну а вне конкуренции и
идеальным подарком в день 8 Марта являлись знамени-
тейшие духи «Красная Москва»!
Любопытно, что праздник 8 Марта, хоть и называется
«Международным женским днем», ныне официально
отмечается в основном в отсталых странах «третьего
мира», таких как Гондурас, Афганистан, Буркина-Фасо,
Вьетнам, Гвинея-Бисау, Замбия, Камбоджа, Мадагаскар,
Монголия, Непал и т.п.
Виктор МАЛЬЦЕВ

Запись опубликована в рубрике История. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *