Путин не позволит «кошмарить» муниципалитеты

Местные власти ищут у главы государства защиту от особого рвения контролирующих инстанций

Согласитесь, что бюджет – понятие почти всегда жесткое. Конечно, потребности и возможности у каждого свои. Но в случае, когда у вас в кошельке денег — ровно на пропитание, вы точно не пойдете покупать жене норковую шубу на последние кровные. Конечно, можно предположить, что такие чудаки найдутся, но позицию эту вряд ли можно назвать разумной.

Но это всего лишь лирическое вступление, которое как нельзя точно характеризует взаимосвязь желаний и возможностей. Собственно, об этом соотношении и говорили Владимиру Путину на минувшей неделе представители муниципалитетов. Темой очередного заседания Совета по местному самоуправлению при Президенте, которое проводилось в Кремле 31 января, стала проблема взаимодействия чиновников со всевозможными контрольными органами. Именно проблема, потому что так ситуацию главе государства охарактеризовало большинство представителей местной власти.
Все дело в том, что в муниципалитетах зачастую складывается абсурдная ситуация: из-за многочисленных проверок, запросов, выемок и прочих процедур парализуется полноценная работа местного органа власти. Более того, в небольших поселениях специалисты на этом фоне уходят в отставку, а на их место идти никто не хочет. Характерный пример: в одной республике Карелия, не выдержав прессинга органов контроля, свои должности оставили 9 глав районов. Об этом президенту открыто заявил губернатор Карелии Александр Худилайнен. А вот мэр города Азова Сергей Бездольный поведал Путину еще об одной непомерной просьбе контролеров: до конца года городских чиновников обязали обеспечить всех детей детсадами.
— Мы уже много мест предоставили, но это требование выходит за рамки наших бюджетных полномочий, — сокрушенно заявил градоначальник.
Мы уже писали ранее о том, что муниципальные чиновники нередко в последние годы сетуют на повышенное внимание контрольно-надзорных органов в их сторону. При этом муниципалам в этой ситуации остается лишь мириться с таким положением вещей: эффективное противодействие проверяющим стоит сил и времени, которое можно потратить более продуктивно. Запросы, которые необходимо подготовить «позавчера», данные за всю историю муниципалитета и прочие задачи подчас фантастического порядка — в некоторых муниципальных образованиях для их выполнения даже вынуждены вводить специальные должности.
К слову, от строгого контроля муниципалитеты не отказываются. Документы предоставляют непрерывно и исправно. Мы поинтересовались в администрации Нижнего Новгорода: как дела в этом смысле обстоят у нас? Выяснилось, что за 2012 год только в адрес лично главы городской администрации поступила почти тысяча запросов со стороны контролирующих органов. Грубо говоря, получается, что ежедневно руководитель муниципалитета обязан отвечать в среднем на 2-3 письма-подозрения контрольно-надзорных инстанций или помогать в проведении различных проверок в свой адрес. И речь идет только об одном конкретном должностном лице. Уверен, если сложить письма, поступающие по всем звеньям структуры муниципального управления, то общий масштаб переписки впечатлил бы гораздо больше.
При этом даже сами сотрудники прокуратуры признают: несмотря на всю их ретивость, в частности в сфере ЖКХ, состояние дворов, улиц, коммунальных сетей быстрее не меняется и жалобы от жителей никуда не исчезают. Да, крайней по иерархии остается муниципальная власть. Но по-прежнему в этой ситуации нет ответа на вопрос: где же та конечная инстанция, которая сможет сделать людей поголовно счастливыми? Ведь от того, что жена скажет: иди купи мне шубу, ничего не изменится. Ее предписание превратится в практическое действие только при условии, когда это позволят параметры семейного бюджета.
Между тем, у нас в городе, например, функцию надзора за состоянием сферы ЖКХ и благоустройства, помимо всех сторонних инстанций, взяла на себя еще и структура административно-технической инспекции. И возникает вопрос — к чему столько дублирующих функций от разных структур? На заседании Совета по местному самоуправлению Владимир Путин поддержал мнение о том, что практику бессмысленных, дублирующих друг друга запросов нужно прекращать.
— Конечно, органы госконтроля и надзора выполняют важную функцию, не надо это забывать. Однако контрольная деятельность не должна тормозить деятельность организаций. Никому не нужны проверки ради проверок, — посмотрел в сторону генерального прокурора Владимир Путин.
Глава государства попросил контрольные органы учитывать тот факт, что многие проблемы копились годами и сиюминутно их не решить. После этого глава Минрегиона Игорь Слюняев предложил поддержать разработанный в Министерстве законопроект, который бы ограничивал количество проверок, вводил их плановость по аналогии с теми правилами, которые содержатся в законе, упорядочивающем проверки бизнеса. Генеральный прокурор Юрий Чайка согласился с тем, что бывают превышения полномочий со стороны контролеров, и рассказал, что уже приказал подчиненным необоснованно не вмешиваться в деятельность органов муниципальной власти.
Новые инициативы на местах воспринимают с воодушевлением.
Ефим БРИККЕНГОЛЬЦ

 

Запись опубликована в рубрике Страсти по власти. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *