«Народные» маршрутки вытесняют с рынка

ПАЗики по-прежнему популярны в народе: зачастую проезд в них дешевле, чем в социальном транспорте…

Власти Нижнего Новгорода нашли способ закрыть долги «Нижегородпассажиравтотранса». Война владельцам ПАЗиков объявлена фактически давно. Сейчас, возможно, наступает ее кульминационный этап. На днях в нижегородской гордуме рассматривали поправки в закон об общественном транспорте. Ключевая из них касается запуска новых социальных автобусов по рейсам так называемых «народных» маршруток.
Власти не скрывают, что цель нововведений – оптимизировать работу социального транспорта и сделать его безубыточным. Как известно, недавно муниципалитет получил от области предприятие «Нижегородпассажир-автотранс» с огромными долгами. В настоящий момент они составляют около 600 миллионов рублей. Причем продолжают расти буквально на глазах. Чиновники за последние годы предложили массу схем, как исправить ситуацию, но ни одна из них на деле не сработала. Даже значительное увеличение стоимости проезда летом прошлого года не поменяло положения вещей. Единственная зацепка – вытеснить с рынка конкурентов. То есть частных перевозчиков.
До этого наезды на маршруточников не давали результата. Когда восемь лет назад по Нижнему Новгороду в массовом количестве стали курсировать социальные ЛиАЗы, частники с честью выдержали удар. ПАЗики по-прежнему остаются популярны у народа. Тем более на некоторых маршрутах проезд в них дешевле, чем в социальном транспорте.
В прошлом году очередной повод расправиться с маршруточниками дал визит комиссии ФИФА. Ее членам якобы не понравилось, что по городу, где пройдут матчи чемпионата мира по футболу, пассажиров перевозят непрезентабельные автобусы. Вскоре нижегородские власти делают заявление, что частникам необходимо будет обновить автопарк. Иными словами, найти несколько миллионов на замену либо капремонт транспорта. Разумеется, это давало надежды, что неугодные перевозчики начнут покидать рынок. Однако это сделали единицы, а сильные предприниматели до сих пор продолжают держаться за маршруты.
«Продублировать социальными автобусами популярные маршрутки – это некий шаг отчаяния, – поделился своим мнением один из перевозчиков. – Не думаю, что он окажется действенным, поскольку люди все равно будут пользоваться ПАЗиками, тем более проезд в них на некоторых маршрутах дешевле. Давно известно, что социальный транспорт не может быть высокодоходным. На то он и социальный. Рентабельным он сможет стать, только если отменить льготы на проезд».
Тем не менее владельцы маршрутов опасаются, что администрация города не оставит их в покое и все равно будет вытеснять с рынка. Часть пассажиропотока большие автобусы все равно смогут перехватить у частников, соответственно, части дохода предприниматели лишатся. Неизвестно, как это в конечном итоге повлияет на их бизнес.
«Всего по городу сейчас ездят около 700 частников. Их пытаются выгнать, но что дальше? Каким образом муниципалитет будет содержать новые автобусы?» — задается вопросом владелец маршрута Т-76 Роман Семенов.
Нет сомнений, что ликвидация «народных» маршруток вызовет недовольство у многих нижегородцев. Для кого-то и экономия рубля на проезде важна. Вряд ли пассажиры захотят покрывать долги «Нижегородпассажиравтотранса» из своих карманов.
Окончательно поправки в закон об общественном транспорте должны рассмотреть на следующем заседании гордумы. Как сказал нашей газете один из депутатов, решение по ним, скорее всего, будет положительным. Изменения в схеме движения транспорта необратимы. Обсуждению подлежат лишь детали.
Александр ВАНЕЕВ

 

Запись опубликована в рубрике Социум. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий: «Народные» маршрутки вытесняют с рынка

  1. Е.В.Гений говорит:

    > Давно известно, что социальный транспорт не может быть высокодоходным.

    Муниципальный общественный не должен быть рентабельным для муниципалитета: это — расходная статья бюджета.

    Рентабельным он может быть только сам для себя как предприятия.

    Если правительство области указало верхнюю планку, то нет необходимости ставить именно такую стоимость проезда.

    Понятно, что в силу ряда обстоятельств накладные расходы маршруток намного меньше, но тогда надо предъявить к ним те же требования, что и к муниципальному перевозчику.

    Также не исключён интерес, который имеют власти в маршрутках: неоднократно проскакивала информация, что и депутаты владеют маршрутками, и даже о директоре метрополитена такое говорили, объясняя плохую работу метро нежеланием директора конкурировать со своими маршрутками по пр. Ленина.

    Пока власти будут больше заинтересованы в плохой работе муниципального транспорта и хорошей работе частников, дело в сторону улучшения не продвинется.

    А вот откуда у НПАТ взялись такие долги — вопрос к его бывшему и нынешнему руководству, который вполне может задать прокуратура.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *