Правительство области: министры или лоббисты?

Десятки районов столкнулись с массовыми жалобами на новую систему оплаты услуг ЖКХ. Кто все это устроил?

Особенности ветлужской стужи

Мы неоднократно рассказывали о катастрофической ситуации с теплоснабжением в г. Ветлуга. Напомним, декабрьские морозы стали настоящим испытанием для многих жителей Ветлуги. Пока на улице термометры показывали 30 градусов ниже нуля, в квартирах ветлужан тоже было аномально холодно. Температура едва поднималась выше 10 градусов. И это при норме плюс 20.
Местные жители нынешней зимой вынуждены согреваться буржуйками, самостоятельно устанавливая их в комнатах благоустроенных квартир, рискуя при этом сгореть заживо. Тревогу по этому поводу забили в полпредстве Президента в ПФО и региональном МЧС.
Мы прямо утверждали: коммунальная катастрофа произошла из-за «ресурсосберегающего» эксперимента, проведенного над местным населением «Ветлужской теплоснабжающей компанией». Удивлялись, почему после перевода котельных с мазута на более дешевый вид топлива — опилки, щепу, замерзающие люди начали платить за коммунальные услуги много больше...
Теперь уже не новость, что оплата за ЖКХ вскоре больно ударит по карманам не только ветлужанам, но и всем жителям региона. Особенно северной части. Причем взвинчивание цен в большинстве случаев выглядит необоснованным!
Но что еще хуже, жаловаться на корыстолюбивых и нерадивых коммунальщиков бесполезно. Потому что некому.
Вы спросите, как же так? Ведь плату за коммунальные услуги с нас взимают частные компании, а они подотчетны правительству области? Если речь идет о теплоснабжении, то есть производители и поставщики теплоносителя. Государственные структуры регулируют ценовую политику и контролируют качество поставляемых населению услуг. Казалось бы, именно к ним и надо апеллировать обманутым и озябшим до неприличия жильцам. Но это только в теории. А на практике чиновники, руководящие ЖКХ, — это не какие-то абстрактные фигуры, а живые люди, руководствующиеся прежде всего личными, корыстными и часто коррупционными интересами. А если учесть, что почти все они выходцы с предприятий ЖКХ, то их личные интересы совпадают с корпоративными и противоречат интересам граждан.

Засланные казачки

Для примера вспомним всю ту же «застывшую во льдах» Ветлугу. Теплоснабжением там занимается компания «ВТК». Но это не самостоятельная организация. По сути, это «дочка» «Нижегородской теплоснабжающей компании». Любопытно, что «НТК» в Нижегородской области получила «зеленый свет» в бытность заместителем губернатора Владимира Лебедева, курировавшего в правительстве области как раз сферу ЖКХ. Есть немалые основания полагать, что эта компания была создана при его непосредственном участии. Судите сами. Владимир Лебедев, перед тем как стать заместителем Валерия Шанцева, руководил известными компаниями «ТГК-5» и «ТГК-8». Примерно в те же годы в данных энергетических компаниях работал нынешний генеральный директор «Нижегородской теплоснабжающей компании» Михаил Сандалов. Скажете, случайный факт?
Между тем, Владимир Лебедев — грамотный специалист. Он руководил мощными компаниями, генерирующими тепло для целых регионов. Поэтому прекрасно знает, как создать условия, чтобы аффилированная коммунальная фирма осталась монополистом на рынке поставки услуг и извлекала максимально возможную прибыль при минимальных издержках…
Сейчас Владимир Лебедев убыл в столицу на повышение. Его место в областном правительстве занял Сергей Ковезин. Любопытно, что этот высокопоставленный чиновник когда-то работал под началом Лебедева в энергетической компании «ТГК-5». Не правда ли, завидная преемственность? Нет сомнений, что Владимир Альбертович передал Сергею Юрьевичу не только дела, но и опыт. Получается, сейчас последний еще и контролирует работу другого бывшего коллеги-энергетика Сандалова. Теперь понятно, почему жителям Ветлуги нет смысла жаловаться Ковезину на свои тяготы? Он же не унтер-офицерская вдова, чтоб самому себя сечь...

В сфере ЖКХ просто не будет

Справедливости ради отметим, что такое положение дел актуально для всей России.
Непрозрачность роста тарифов на услуги ЖКХ может быть связана с тем, что «практически во всех регулирующих органах субъектов Федерации работают люди, которые ранее работали в крупных ресурсоснабжающих организациях», комментирует ситуацию юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев. В итоге ресурсоснабжающие организации могут влиять на установление тарифов в регионах.
«Например, сотрудник ТГК переходит на работу в регулирующий орган. Он работает больше не в интересах государственного регулирования, а использует лазейки, чтобы пойти навстречу тем, кто его «содержит», то есть навстречу ресурсоснабжающим компаниям», – рассказывает Гордеев.
Это поясняется на примере. На 2012 год государством был установлен предельный индекс роста тарифов на 15%, который невозможно обойти. Для нормального функционирования одной ресурсоснабжающей организации (покрытие расходов на производство ресурса, получение прибыли для закупки труб, реагентов, проведения работ по модернизации сетей и т.д.) регулятору достаточно увеличить тариф на 11%.
«Реально надо было бы увеличить тариф на 11%, но поскольку там есть «дружеские связи», то ставят тариф на 15%. В итоге организация будет получать незаработанные деньги только потому, что регулятор преследует личные цели. Человек, который будет доказывать, что тут надо 15%, а не 11%, – это засланный казачок», – объясняет Дмитрий Гордеев.
Рынок услуг ЖКХ является также монопольным, соглашается Гордеев. «Монополизм – технический, все подключены к одной трубе. То есть вода, газ, тепло поступают в дом от одной ресурсоснабжающей компании, и у потребителя нет выбора, у кого покупать эти ресурсы. Теоретически есть выбор только по электричеству», – поясняет эксперт. «Поскольку есть техническая монополия, существует госрегулирование. Там, где есть конкуренция, госрегулирования нет», – добавляет Гордеев.
О том, что рост платежей за ЖКХ обусловлен их непрозрачностью, недавно говорил и Владимир Путин. По его словам, причины роста известны. Это, прежде всего, «непрозрачность принимаемых в сфере ЖКХ решений и монополизация рынка этих услуг». «Соответственно, нужно вести к демонополизации, нужно уделять этому больше внимания, и очень важна открытость принимаемых решений. Это не должно быть какой-то закрытой сферой. Нельзя просто платежку прислать. Нужно объяснять людям, откуда взялись эти цифры», – заявил глава государства.
Но отметить, сделать это будет просто. А что-то реально поправить куда сложнее. Ведь «непрозрачная» сфера давно отдана на откуп лоббистам. И сдавать свои позиции, они, увы, просто так не собираются.
Между тем, на Нижегородскую область опять надвигаются морозы. А потому хорошего ждать от данной ситуации нижегородцам не стоит…
Ефим БРИККЕНГОЛЬЦ

 

Запись опубликована в рубрике Социум. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий: Правительство области: министры или лоббисты?

  1. сергей говорит:

    Всю ситуацию с тарифами называю одним словом — грабеж. До тех пор. пока рост тарифов выше инфляции, все это наглый «экономически обоснованный» грабеж, поощряемый властью!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *