Нижний Новгород: осторожность в бюджетной политике

Тема госдолга областного правительства продолжает публично обсуждаться. На этом фоне приобретает актуальность аналогичная тема муниципального долга города Нижнего Новгорода…

В министерстве финансов Нижегородской области к теме государственного долга подходят, мягко говоря, не мелочно. Есть предел госдолга, который определен Бюджетным кодексом. Он составляет сто процентов собственных средств бюджета, без учета безвозмездных перечислений из вышестоящих бюджетов. Кроме того, в ряде субъектов Федерации, как передовых, так и отстающих, процент госдолга к собственным доходам выше, чем у Нижегородской области. Поэтому областная долговая нагрузка в 50-60 процентов воспринимается спокойно. Чуть что, законом области планка госдолга повышается и правительство берет новые кредиты. Не только у вышестоящего бюджета, но и в коммерческих банках.
Городской департамент финансов, выработав положение о муниципальном долге города Нижнего Новгорода, подходит к этому вопросу более детально. Выясняется, что верхней планкой администрация города определила для себя 40 процентов. В настоящее время муниципальный долг составляет 37 процентов. Это означает, что город не намерен без новых доходных источников повышать долг. В бюджетном плане на 3 года, кстати, обозначено, что в 2014 году бюджет Нижнего Новгорода будет бездефицитным, а в 2015 году он станет даже профицитным.
Именно это позволяет рейтинговому агентству «Стандарт энд Пурс» если и не повышать финансовый рейтинг Нижнему Новгороду, то стабилизировать его. Отметим, что бюджетный дефицит за тот или иной год не может превышать 10 процентов от всех доходов города.
Надо отметить, что, как и в областных структурах, в Нижнем Новгороде есть немало сторонников повышения муниципального долга и масштабного кредитования. Логика тут довольно простая. Мол, раз на что-то не хватает средств, надо брать кредиты и закрывать некую проблему. При этом идет ссылка и на область, и на такие города, как Казань. Им оппонируют другие силы, которые отмечают, что именно 40 процентов муниципального долга — это порог зоны риска. А Казань — это не показатель. Там готовятся к Универсиаде, и туда идут перекрывающие долг федеральные ресурсы.
Действительно, весь мир и вся Россия живут в долг, но это не означает, что можно закредитоваться и спать спокойно.
Понятно, что у Нижнего Новгорода есть куда тратить средства. Только на программу безопасности школьных и дошкольных учреждений нужно около 400 миллионов рублей. Приняв «Нижегородпассажиравтотранс» на баланс города, на замену подвижного состава желательно бы иметь под миллиард рублей. Надо также строить метро. И это только небольшая часть проблем, которые на поверхности. И что тут делать? Кредитоваться? В Нижнем Новгороде выбрали другой путь – перераспределение по расходным статьям.
На самом деле, экономика Нижнего Новгорода сильнее, чем экономика области в целом. Другое дело, что расщепление налогов таково, что область забирает более «сладкие» куски походных источников. Поэтому город и ведет себя осторожнее области. Хотя, казалось бы, можно было бы выйти и на планку риска в 60-70 процентов. Как это и делает областное правительство. Отсюда вывод: городские финансы используются в этом аспекте в целом более эффективно, чем областные.
Вообще, импонирует работа с долгами департамента финансов городской администрации. Тщательно делается, например, такой расклад. Есть месяцы, когда расходов много, а доходов мало, и наоборот. Возникают разрывы, которые надо ликвидировать. В том числе и за счет краткосрочных заимствований. Умелая работа с долгами приводит к экономии средств, к снижению рисков, к прозрачной долговой политике.
Поэтому можно считать политику Нижнего Новгорода в бюджетной сфере сбалансированной. И даже есть какие-то резервы в плане увеличения рисков, тогда как у области возможности практически исчерпаны.
Виктор ДЕМЕНЕВ

Запись опубликована в рубрике Страсти по власти. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *