Мы строим инфраструктуру, но серьезно отстаем в экономике

У нас в Нижнем Новгороде строят метро, мосты, транспортные развязки. Отлично! Но вам не кажется, уважаемые читатели, что мы какие-то важные вещи упустили? За имиджевыми инфраструктурными проектами (типа Борская пойма или Стрелка-сити) мы что-то забыли, и другие регионы России нас обгоняют и справа, и слева.

Нас обогнал даже Ульяновск
Несколько лет назад Калуга выиграла у Нижегородской области там, где у нас, казалось бы, все козыри на руках, где наши базовые конкурентные преимущества. Там создали автомобилестроительный кластер. Мы утерлись, объяснив нижегородцам, что это все ерунда. Прошли три-четыре года. И вот нас обходит Ульяновская область, о которой совсем недавно говорили, что это территория упадка. Ульяновск объявлен авиационной столицей Российской Федерации. Там второе рождение переживает авиационный завод «Авиастар», который производит «Русланы», ТУ-204 СМ и другие самолеты.
Что сделала, используя ситуацию, ульяновская областная власть? Она пригласила в Ульяновск интеллектуальную элиту патриотического направления, которая подкрепила «физику» «лирикой». Был разыгран фактор, что там родина Александра Керенского и Владимира Ленина, что в 2017 году исполняется 100-летие «красного проекта». Теперь предлагается не только перенести в Ульяновск «Объединенную авиастроительную корпорацию» и столичные авиационные вузы, но и создать в Ульяновске масштабный музей СССР, а также институт СССР. Чтобы здесь сошлись и «белое», и «красное». В Ульяновске грезят тем, чтобы туда были перенесены управленческие органы будущего Евразийского Союза. То есть к техническому прорыву добавляются некоторые гуманитарные, даже идеологические ценности.
Среди инвестиционно привлекательных территорий Ульяновская область теперь упоминается чаще и впереди Нижегородской области. Вслед за Калугой Ульяновск как «точка роста», как будущий экономический лидер в России. (Видимо, и сейчас наша власть скажет, что Ульяновск — это для нас не пример). А все потому, что в Нижнем Новгороде у команды губернатора чего-то не хватило для технологического и гуманитарного проектов, их синтеза.
В чем наша «привлекательность»?
Понятно, что на это может ответить правительство Нижегородской области. Мол, мы тоже достигли хороших результатов в привлечении инвестиций. Да, это так. Но какие это в большинстве своем инвестиции и почему многие инвесторы выбрали Нижегородскую область? Нам не объясняют, что первопричина тут следующая: на нашей территории располагаются Дзержинск и Кстово. Там население не боится экологически опасных химических, нефтехимических и сходных с ними производств. Сюда можно без особых опасений социальных протестов переносить из Европы производства, которые в аграрных, например, регионах России были бы восприняты в штыки. В Дзержинске же готовы работать с «химией», лишь бы нормально платили. Вот в этом главная инвестиционная привлекательность Нижегородской области. Не будь у нас «всеядных инвестиционных химических зон», как Дзержинск и Кстово, мы бы находились отнюдь не в инвестиционных лидерах. Областные власти выбрали, по нашей оценке, этот легкий путь и не особо задумываются о качестве инвестиций. Главное – количественные показатели, а после них, то бишь таких властей, хоть потоп?
О гуманитарном проекте в Нижегородской области вообще говорить не приходится. Кроме «купно заедино» вокруг губернатора Валерия Шанцева нет в запасниках ничего. Нижегородчина при нынешнем руководстве продолжила терять самоидентификацию, поблуждав в дебрях «купеческого города», «закрытого города с развитым ВПК», «столицы Поволжья», традиций «Нижегородской ярмарки», родины Кулибина, 400-летия народного ополчения и т.д. Похоже, нашей власти элементарно культурки не хватило.
Многократно раскритикованный и почти забытый губернатор Иван Скляров дал бы нынешним властям сто очков вперед. К 200-летию Пушкина он очень многое сделал для Большого Болдина. Иначе сейчас мы и принадлежность к величайшему поэту всех времен и народов могли бы во многом утратить.
А ведь именно соединение технологического и гуманитарного (идеологического) проектов дает синергетический эффект. Через гуманитарную составляющую, как правило, и выбиваются большие средства из федерального бюджета. Тут мы как раз и провалились в 2012 году.
Надо возвращаться к тротуарам?
Но дело не только в этом. Давайте вспомним: с чего начинали полпред Президента в ПФО Сергей Кириенко и мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов проект по инвестиционной привлекательности нашего областного центра в 2003—2004 годах? Это были первые масштабные работы по благоустройству в «нулевые года». Стартовали тогда с «чистого города», каким ни Горький, ни Нижний Новгород по сути своей никогда не были.
Опять надо возвращаться к этому? Начинать с дорог и тротуаров, чтобы по ним можно было нормально ездить и ходить. Сейчас сводки из травмпунктов Нижнего Новгорода напоминают сообщения ТАСС о потерях временного контингента советских войск в Афганистане. По Нижнему Новгороду, даже по центральным его улицам, трудно передвигаться. Это возвращение в 2000—2002 годы, когда мэр Юрий Лебедев тоже считал, что главное – это инфраструктурные объекты (стадион «Труд», станция метро «Буревестник» и т.д.), а снег и лед в апреле-мае сойдут сами по себе.
Могут спросить: а какая связь инвестиционной привлекательности, «климата» и состояния тротуаров? Она есть. Это доказывает и презентация Стратегии развития Нижнего Новгорода, которая проводилась москвичами около года назад в мэрии. Во время рутинной череды докладов один из разработчиков Стратегии сообщил, что шел из гостиницы в Кремль и был ошеломлен состоянием тротуаров и дорог. После этого он тонко намекнул на то, что, по сути, разговор о Стратегии развития в таких условиях не совсем актуален. И неудивительно, что у разработчиков Стратегии как-то улетучился «энтузиазизм». А кстати, где же наша Стратегия до 2025 года?
Назрела смена приоритетов
Хорошо помню, как губернатор Валерий Шанцев артистично изображал праведный гнев из-за того, что при прежней администрации областной центр оказывался завален снегом. Он рассказывал байки о том, как лично чуть ли не посреди ночи выводил снегоуборочную технику на улицы и во дворы города.
Не пора ли губернатору Нижегородской области, как и несколько лет назад, показать, что нормальное состояние Нижнего Новгорода – это приоритет, от которого и надо «плясать»? Или у Валерия Шанцева уже нет той энергии, рвения и мотивации?
«Развитие» Нижнего Новгорода и Нижегородской области происходит, по классикам марксизма-ленинизма, в виде спирали. В том смысле, что провалы и ошибки периодически повторяются.
В сложившейся ситуации подспудно в обществе идет дискуссия: какой губернатор сейчас нужен Нижегородской области? В общем и целом ответ очевиден: тот губернатор, который сможет комплексно оценить ситуацию и действовать без провалов. Окружение Шанцева подсовывает нам ложные ориентиры: Бориса Немцова, Ивана Склярова, Геннадия Ходырева. У каждого из них были и сильные стороны, и слабые места. Поэтому, вроде как, Шанцев — это лучший вариант, и не надо зря голову ломать. При всех его недостатках.
Я думаю, что примером тут может стать первый секретарь обкома КПСС Константин Катушев, который в середине 60-х годов прошлого века возглавил Горьковскую область после длительного периода руководства «варягов». Он стал «первым» в очень молодом возрасте. Поработал немного, и его забрали на повышение в Москву, где он числился «преемником» генерального секретаря Леонида Брежнева. На том и «погорел».
Если бы судьба распорядилась так, что Катушев остался в Горьком, то мы жили бы в другой по качеству области.
Нужен руководитель современного типа и катушевских качеств, который бы видел реальные проблемы, а не акцентировался на освоении огромных средств на периферийные объезды Нижнего Новгорода, на мосты через Волгу. Это федерального уровня проблемы. Нам надо заниматься развитием своего региона, а не тем, как через него проедут или как его объедут большегрузы межрегиональных перевозок.
Известно, что в 80-е годы один из окских мостов (Мызинский) нам построил Юрий Андропов, когда его в Горьком избрали депутатом Верховного Совета РСФСР. Тогда правильно понимали, у кого какой функционал. Да и сейчас понятно, что мосты, объезды городов-миллионников — это дело общегосударственное. А мы тратим на это областной бюджет, оголяя финансирование и реконструкцию наших городов и районов.
Настало время перемен. Надо менять цели, приоритеты, элиту, которая прогнила, оказалась развращена. В том числе и инфраструктурными проектами. И начинать надо с головы, а не со стрелочников вроде директора Советского ДУКа. Вернемся к реальности по принципу: мыслить глобально, действовать локально.
Виктор ДЕМЕНЕВ

Запись опубликована в рубрике Страсти по власти. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий: Мы строим инфраструктуру, но серьезно отстаем в экономике

  1. Галина Бычкова говорит:

    Всё правильно,Виктор Викторович!Время перемен-настало,как в целом по стране,так и в Нижнем! Поэтому давайте чаще говорить о необходимости перемен,о переменах КУРСА страны,о смене тех ЦЕЛЕЙ и ПРИОРИТЕТОВ,что были навязаны россиянам прогнившей и развращённой «элитой кремлей» разного уровня. Нужно спросить,хотят ли наши земляки жить в долг,оставляя только их(долги) своим детям и внукам?Не пора ли начинать жить по средствам и не молчать,когда эта «элита»готова тратить миллиарды на строительство стадионов для чемпионата мира по футболу,зная,что откаты с этих сумм ей гарантированы?Инвестиции-не в «гульбу и веселье»,как во время чумы,а в производство СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА,в сельское хозяйство области!И правильно Вы пишете-начинать нужно с ГОЛОВЫ!В том числе- с нашей сегодняшней нижегородской!Где и КТО нынешний Константин Катушев?!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *