Ничего личного, только бизнес!

Можем предположить, что бывшего крупного бизнесмена Олега Семечкина в Нижнем Новгороде интересует в широком смысле «бизнес». А где в нижегородской транспортной системе можно сделать большие деньги?..

Когда около года назад московского бизнесмена Олега Семечкина назначили директором департамента транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода, то один из специалистов в сфере пассажирских перевозок откомментировал это примерно так: «Если можно было найти самого большого непрофессионала, то это сделано». Так почему же Семечкина сделали регулятором в одной из приоритетных сфер городского хозяйства в период решающих преобразований?

Красиво жить не запретишь

По некоторым данным, Олег Семечкин, который 13 лет возглавлял группу компаний «Dixis», являлся вполне преуспевающим бизнесменом. Якобы он входил в русский список «Форбс», находясь там примерно на 400-м месте. Однако во время кризиса один из банков обанкротил
«Dixis» и Семечкин остался на мели. Возможно, даже с какими-то долгами. В сложной для него ситуации один из близких к Валерию Шанцеву людей помог Семечкину трудоустроиться в Нижнем Новгороде. Несмотря на то, что Олег Семечкин набрал крейсерский ход миллиардера, он принял помощь.
Надо отметить, что переезд Олега Семечкина в наш город оказался весьма хлопотным занятием. Он довольно долго искал здесь новое жилье, которое соответствовало бы его запросам и привычкам. И вот сейчас бедняге приходится заниматься общественным транспортом, раз 1400 торговых точек аксессуарами для сотовых телефонов, айфонов и смартфонов испарились в один миг.

Бизнес в транспортной сфере

Есть косвенные признаки, которые свидетельствуют, интересна работа управленцу или нет. Так, например, глава города Нижнего Новгорода Олег Кондрашов часто ссылается на то, что он внимательно изучает личную почту, куда обращаются жители города. Возможно, что в этом и кроется небольшое лукавство, но он хотя бы понимает: обращения горожан — это важный индикатор настроений и проблематики в Нижнем Новгороде. По нашим данным, Семечкин с почтой не работает, ее сразу расписывают по подчиненным директора департамента транспорта и связи мэрии. С моей точки зрения, в сфере общественного транспорта такая работа с обращениями граждан — это нонсенс.
Наоборот, от них надо «плясать» в своей деятельности.
Мы можем предположить, что Олега Семечкина в Нижнем Новгороде интересует в широком смысле «бизнес». Где в нижегородской транспортной системе можно сделать большие деньги? Якобы готовится примерно следующая «спецоперация». Буквально месяц-два назад городской думой Нижнего Новгорода приняты новые критерии для определения победителей конкурсов по обслуживанию маршрутов. При этом было сделано все, чтобы критерии прошли через гордуму с минимальными, непринципиальными изменениями. На профильной думской комиссии ее председатель Алексей Гойхман заявил себя как разработчика новых критериев. Своим авторитетом он прикрыл департамент Семечкина. На пленарном заседании гордумы подробно разбирались отдельные аспекты работы общественного транспорта, касающиеся комфортности, защиты прав пассажиров. Но в стороне остались (и, видимо, это не случайно!) вопросы принципиальные. Кто выигрывает от введения новых критериев? Новые участники рынка перевозок или старые? Крупные игроки, которые имеют всю инфраструктуру, или что-то достанется и средним предпринимателям?
Складывается впечатление, что критерии созданы под нового, крупного игрока, который сможет взять под контроль чуть ли не все частные автопассажирские перевозки. Понятно, что тут есть некий барьер в виде антимонопольной службы. Ходят слухи, что Семечкин обращался в ФАС, чтобы там предварительно посмотрели критерии. Но в ФАСе сказали что-то вроде следующего: вы принимайте, а мы потом посмотрим. Директор департамента транспорта и связи ушел от Михаила Теодоровича в грустном настроении.
Представим себе ситуацию. У перевозчика есть база (теплые гаражи, ремонтные отсеки, автомойка и т.д.) и автобусы. И вот он, допустим, проигрывает конкурс. Что ему делать? Работать на свадьбах, похоронах, на других выездных мероприятиях? Все равно останется в убытках. А тут к тебе приезжает победитель конкурса и делает предложение, от которого трудно отказаться. Мол, обслуживай маршрут, как и было до конкурса, но используй мои новые автобусы ПАЗ-3204. Цена на них 1,7 миллиона рублей, но ты их у меня возьмешь за 4 миллиона. За два года отработаешь разницу и будешь получать прибыль. Что делать перевозчику? Вообще остаться без работы или согласиться на кабальные условия крупного игрока, под которого приняты «критерии Олега Семечкина»? Это проблема. Можно куда-нибудь пожаловаться, а можно и работать без официальных документов. Но опять же столкнется с претензиями профильного департамента.
В Нижнем Новгороде примерно 60 автобусных маршрутов, где работают частники. В среднем на маршруте работает примерно 20 автобусов. Это означает, что в целом автобусный парк частных пассажирских перевозок составляет 1200 единиц. Если ценовой диктат сработает, то на каждом автобусе крупный игрок заработает по 2 миллиона рублей. В идеале, при полной замене автобусного парка частников маячат цифры в 2,4 миллиарда рублей. Разве это не тот доход, ради которого можно бывшим олигархам браться за безнадежное дело в наведении порядка в общественном транспорте в Нижнем Новгороде?
В СМИ уже проникала информация о первых шагах внедрения системы АСКОП. Это так называемая единая система электронного билета. Выясняется, что экономические факторы не являлись значимыми на конкурсе. По нашей оценке, инвестор – победитель конкурса чуть ли не за полгода-год «отобьет» свои вложения и потом будет снимать «сливки» с «электронных билетов».
Что может быть дальше? Пока осторожно, но все более уверенно говорят об объединении электротранспорта с пассажиравтотрансом в единую транспортную компанию. А далее будет ее приватизация. Можно предположить, что это будет мегапроект для Нижнего Новгорода. Некоторые считают, что для департамента Семечкина это крайне интересно. Иначе бы процветающий бизнесмен вряд ли согласился работать в нашем городе. Есть и точка зрения, что покупать электротранспорт никто не станет.
Также говорят о том, что есть некий муниципальный проект по парковкам, который, возможно, будет курироваться департаментом транспорта и связи. Тут тоже есть место для различных бизнес-интересов.

Дистанция между регулятором и перевозчиками

В качестве управленца Олег Семечкин, по нашей оценке, в департаменте себя не проявляет с положительной стороны. Недавно изменена структура департамента, что наверняка снизит эффективность его работы. Создается впечатление, что главная цель реструктуризации — создать более длинную дистанцию между регулятором и перевозчиками.
Сам же Семечкин, как бизнесмен, вроде бы должен понимать перевозчиков, разговаривать с ними на одном языке, но тут как раз все наоборот. Среди перевозчиков ходит байка о том, как директор профильного департамента посетил базу предпринимательницы, которая работает на 33-м маршруте. Ему там показали все достижения, рассказали, что в ее обустройство вложены кредитные ресурсы. А потом кто-то якобы услышал от Семечкина, что предпринимательнице нужно бы уйти с этой базы, а расположиться на общей базе, для нескольких перевозчиков. Понятно, что это неприемлемо для закредитованного 33-го маршрута. По слухам, Олег Семечкин на это ответил: не повезло женщине!
В чем-то похожая ситуация была еще с одним перевозчиком. Тот закупил новый подвижной состав, но к моменту конкурса его автобусы могут и не пройти по категории новых. Когда обсуждалась эта ситуация (мол, в критериях надо такие вещи учитывать), Семечкин, якобы, ответил: не повезло мужчине!
Видимо, сейчас у департамента транспорта и связи появился оппонент, который очень рассержен. Речь идет о перевозчике с 76-го маршрута, которого отстранили от работы. По некоторым данным, он оспаривает чуть ли не каждый пункт в новых критериях, разработанных директором департамента Семечкиным. Чем это закончится, пока неизвестно.
Если ранее у перевозчиков и были трения с профильным департаментом, то в любом случае это был разговор профессионалов. Если что-то не решилось, то подключался вице-мэр Сергей Гладышев, а то и мэр Вадим Булавинов. Сейчас этот механизм практически не работает. Перевозчикам в адрес регулятора остается выражаться только в непарламентской форме?

Нас ждут решения по-бизнесовски

Постепенно бизнесмены вытесняют профессионалов, традиционных управленцев из структур власти. Мы к этому привыкаем, но всякий раз экспансия коммерсантов воспринимается настороженно. Теперь разговор ведется и об общественном транспорте, куда Олег Семечкин не заходил, наверное, годами. Перед Семечкиным, похоже, сник даже председатель комиссии гордумы по транспорту Алексей Гойхман. Вроде как пойдя у того на поводу. А ведь именно Гойхман олицетворяет в этой сфере профессионализм. Явно снизилась роль в вопросах транспорта у заместителя главы администрации Нижнего Новгорода Сергея Гладышева. К чему это приведет? Ведь даже ФИФА отмечала, что у нас в городе плохо с общественным транспортом. Есть тревога за то, что проблемы не будут решены с минимальными издержками для города и горожан. Похоже, как раз наоборот, всем нам по-бизнесовски обеспечат максимальные издержки. Скажем ли мы тогда: вези нас, перевозчик, по гулкой мостовой?

Виктор ДЕМЕНЕВ

Запись опубликована в рубрике Скандал недели. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: Ничего личного, только бизнес!

  1. ПРАВДА говорит:

    Олег СЕМЕЧКИН В СФЕРЕ «ТРАНСПОРТНИКА» НИКОГДА НЕ РАБАТАЛ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ ТОЛЬКО НАВОДИТ «ХАОС» и «БАРДАК», СВОИМИ БЕЗРАССУДНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ (НЕ ВНИКАЯ В СУТЬ) КАК ПОКАЗЫВАЕТ ЕГО ПРАКТИКА- СУД ЗА СУДОМ СРЕДИ НЕДОВОЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ, во-вторых, он МОСКВИЧ и с НАШИМ ГОРОДОМ НЕЗНАКОМ (НЕ ЗНАЕТ «ОБСТАНОВКУ» ДА и ЕМУ ПОХОЖЕ НЕ ИНТЕРЕСНО!) , в-третьих, имеет репутацию банкрота ПО ПРИМЕРУ компании DIXIS. Неужели в полуторамиллионном мегаполисе не нашлось других, БОЛЕЕ ДОСТОЙНЫХ ОПЫТНЫХ , кандидатов на должность главного по автобусам и трамваям? Все проекты, заявленные Семечкиным, на сегодняшний день «ПРОБУКСОВЫВАЮТ» !

    А с КРИТЕРИЯМИ «ВНЕСЛИ ИЗМЕНЕНИЯ» Требования КОНКУРСОВ на розыгрыш Маршрутов ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО! ПООБЩАВЩИСЬ С МНОГИМИ ПЕРЕВОЗЧИКАМИ:

    «СДЕЛАЛИ ВСЕ КРАСИВО»- «ЧТОБЫ ПОДМИНАТЬ ВСЕ ПОД СЕБЯ»

    1) УБРАЛИ СТАЖ ПЕРЕВОЗЧИКОВ- как пример (Тоесть РАНЬШЕ ОЦЕНИВАЛСЯ СТАЖ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕРЕВОЗЧИКА работы на данном маршруте( начислялись Баллы) 10 лет РАБОТАЕШЬ,НАКАТЫВАЕШЬ,ПРИСЛУШИВАЕШЬСЯ к ТРЕБОВАНИЮ ПАССАЖИРОВ, А ПОТОМ ПРИХОДИТ «ПРИБЛИЖЕННЫЙ» ЧЕЛОВЕК К ДИРЕКТОРУ и «ТЕБЯ» с ЛЕГКОСТЬЮ ВЫКИДЫВАЮТ и НАВОДИТ БАРДАК НА МАРШРУТЕ)

    2)И НЕ ВОЛНУЕТ, ЧТО У «ТЕБЯ» 200 ЧЕЛОВЕК рабатают И У НИХ СВОИ СЕМЬИ- (ВОДИТЕЛЕЙ, КОНДУКТОРОВ,МЕХАНИКОВ,ВРАЧЕЙ,и т.д.)ОБОРУДОВАННЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ БЫЗЫ,СТОЯНКИ,МОЙКИ,СЕРВИСЫ, ДИСТПЕТЧЕРСКИЕ- ВООБЩЕМ ВСЕ ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ, А РЕАЛЬНО В ОСНОВНОМ ОТДАЮТ МАРШРУТЫ ТЕМ, У КОГО ЭТОГО НИЧЕГО НЕТ!!! СТАВЯЩИЕ ПОД УГРОЗУ БЕЗОПАСНОСТЬ И КОМФОРТ ПАССАЖИРОВ

    3)ПОЧЕМУ ПРИДУМАЛИ ТРЕБОВАНИЯ ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТ АВТОБУСОВ ПАЗ? НИГДЕ В ДРУГИХ ГОРОДАХ НЕТ ТАКОГО! ИХ ВЫПУСКАЛИ ПЕРЕД ТЕНДЕРОМ В ОЧЕНЬ ОГРАНИЧЕННЫХ КОЛИЧЕСТВАХ-НЕ СОЗДАЛИ УСЛОВИЙ ЧТОБЫ ВСЕМ ХВАТАЛО КУПИТЬ!

    ТОЖЕ НЕ С ПРОСТА!

    Таким образом, конкурс был создан не для того, чтобы выявить лучшего перевозчика и улучшения качества услуг, а для того чтобы набить карманы. В Департаменте транспорта состряпали такую конкурсную документацию и назвали ее законом, по которой можно было бы выявить нужного чиновникам победителя, а не реального, необходимого пассажирам. Ну и в итоге этот конкурс выиграли «нужные» люди по «нарисованным документам», собственности практически нет, всё в аренде: автобусы и базы, липовый кадровый состав. И никто проверять эти документы получается даже не обязан, ни Департамент транспорта, точнее конкурсная комиссия, ни суд. Такое вот вырисовывается рейдерство «в законе».

  2. Людмила говорит:

    Дзержинск оказался впереди Нижнего в этом вопросе. Объединение электротранспорта и автобусов произошло год назад, теперь, выходит,следует ждать приватизации, как и прогнозировали репрессированные руководители предприятия горэлектротранспорта. Грустно.

  3. Галина Бычкова говорит:

    Уже скатились!Скатились в спланированный ещё в середине 90-х коллапс общественного транспорта,в .ч. и такси! Сознательно в регионе ещё при Б.Е.Немцове была РАЗВАЛЕНА система пассажирского автотранспорта,имевшая,конечно,недостатки,но обеспечивавщая безопасность поездок,ремонт подвижного состава,обучение и др.Было принято принципиальное решение-запустить в общественный транспорт частника... Теперь пожинаем горькие плоды : аварии,смертельные случаи...Я не против частного предпринимательства в этой сфере,но баланс в таком сложном,крупном регионе ,на мой взгляд,должен быть в пользу муниципального перевозчика.Соглашусь с автором-в руководстве департамента ДОЛЖЕН быть СПЕЦИАЛИСТ,но самое главное-болеющий за дело ответственный человек.А с этим в администрации города,видимо,напряжёнка!Господин ГойхманА.Л.,отмеченный автором,уже так далёк от своей «деятельности» в нижегородском такси,что ни желания,ни возможности влиять на ситуацию не имеет!

  4. сергей говорит:

    Куда катимся7 Остается только надеяться, что перевозчику 76 маршрута хватит сил бороться и, главное, придать больше гласности этой борьбе. Сейчас очень важно общественное мнение иобщественный скандал, чтобы хоть как-то урезонить дурь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *