Бюджет-2013: все учтено

На ближайшем заседании Законодательного собрания Нижегородской области 15 ноября будет принят в первом чтении региональный бюджет на 2013 год. Это увенчает большую работу, которая обычно ведется с апреля-мая

Все базовые документы задействованы
Мы уверенно заявляем, что Заксобрание примет бюджет области на 2013 год, на том простом основании, что нет причин для того, чтобы этот бюджет не был принят. В бюджете на следующий год заложено все, что предусмотрено целым рядом основополагающих документов. От необходимости реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года до выполнения «Основных направлений бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 6 июля 2012 года № 410.
В первом чтении депутаты утверждают основные параметры областного бюджета и межбюджетные трансферты на 2013 год. Доходы областного бюджета сформированы в объеме 101,3 млрд. рублей, расходы – 108,9 млрд. рублей, дефицит бюджета прогнозируется в размере 7,6 млрд. рублей. Несмотря на наличие такого дефицита, Нижегородская область в целом вписывается в общероссийский тренд на сокращение последнего.
Интересные цифры и факты
Традиционно выдержана социальная направленность бюджета: расходы на финансирование отраслей социальной сферы составляют 73 млрд. рублей (67% в общих расходах).
В частности, расходы на образование сформированы в объеме 19,9 млрд. рублей, на здравоохранение – 18,5 млрд. рублей, социальную политику – 28,3 млрд. рублей, физическую культуру и спорт – 3,2 млрд. рублей.
Главным приоритетом бюджета на 2013 год является поэтапное повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. В частности, повышение планируется с 1 января 2013 года на 30% учителям и на 90% — воспитателям детских садов, всем остальным категориям бюджетников — на 15% с 1 октября 2013 года. Как пояснили представители областного правительства, сейчас сроки и размер повышения уточняются с учетом требований Федерации.
По словам заместителя председателя Законодательного собрания Евгения Морозова, всего на территории области в 2013 году будет предоставляться 86 видов социальных пособий и денежных выплат по 21 региональному и 14 федеральным нормативным правовым актам. Получателями мер социальной поддержки являются около 1,5 млн. человек. Пособия и выплаты проиндексированы.
В следующем году за счет средств областного бюджета планируется финансирование 36 областных целевых программ на общую сумму 21,2 млрд. рублей. Наибольший объем средств будет направлен на реализацию областных целевых программ «Совершенствование транспортной инфраструктуры» (8,7 млрд. рублей), «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения» (4,1 млрд. рублей), «Меры социальной поддержки молодых специалистов» (1,3 млрд. рублей), «Ликвидация очередности в дошкольных образовательных учреждениях Нижегородской области» (1 млрд. рублей).
Расходы на сельское хозяйство и рыболовство предусмотрены в сумме 3,9 млрд. рублей, что составляет 114% к бюджету 2012 года. Эти средства планируется направить на реализацию областной целевой программы «Развитие АПК» (3 млрд. рублей, рост к 2012 году составляет 120%), субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков, привлекаемых сельхозпредприятиями, а также межбюджетные трансферты муниципальным бюджетам.
Как отметил председатель комитета по агропромышленному комплексу, земельным отношениям и лесопользованию Николай Шкилев, в рамках областной программы 1,7 млрд. рублей планируется направить на стабилизацию и увеличение поголовья крупного рогатого скота, также будет продолжена работа по реконструкции и строительству животноводческих помещений. «Важно, что в следующем году будут сохранены основные виды государственной поддержки сельскохозяйственного производства», — подчеркнул он.
Депутаты будут работать
Традиционно бюджет разрабатывает правительство Нижегородской области, а принимает Законодательное собрание. В этом и есть разделение властей и, соответственно, разделение труда. Областное правительство и региональные депутаты работают на принципах доверия, что позволяет ветвям власти совместно действовать, избегая конфликтов.
Тем не менее участие депутатов в выработке бюджетной политики может быть более содержательным. Понятно, что правительство ревностно относится к вмешательству депутатов в сферу исполнительной власти. Но о сотрудничестве правительства и Заксобрания на ранней стадии разработки бюджета вполне реально договориться. По нашей информации, такие переговоры сейчас идут.
Дело в том, что в Законодательном собрании Нижегородской области пятнадцать депутатов из пятидесяти работают на освобожденной основе. Практически все эти депутаты являются специалистами в различных сферах хозяйства. Да и ряд других депутатов могут быть задействованы в концептуальных вопросах, т.е. ресурс у Заксобрания в этом плане наличествует.
Важно и то, что Заксобрание понимает, что речь тут идет о концептуальных вещах, а не о депутатском лоббизме в пользу своих избирательных округов; необходима выработка неких «правил игры». Приведем пример из жизни. Проводятся работы по водоснабжению поселка, которые рассчитаны на три года. В первый год начальник водоснабжающей организации прокладывает трубы на той улице, где он сам живет, хотя с позиции производственной логики нужно было начинать с другой улицы. Так иногда получается и с реализацией программ. Не всегда понятно: как расставляются приоритеты, почему ремонт дорог проводится в пункте A, а не в пункте B?
Возможно, профессионально подготовленные депутаты по договоренности с правительством будут закреплены за определенными министерствами, чтобы получать информацию и разбираться в концептуальных подходах. Понятно, что это очень непростой процесс, который нужно продумать. Но другого пути нет. Ведь когда проект бюджета представлен в Законодательное собрание области, внести в него какие-либо существенные изменения крайне сложно. При этом у депутатов нет весомых оснований не принимать бюджет. Для оптимизации работы с бюджетом надо пройти по очень узкой дорожке. Чтобы, как уже говорилось, у правительства не было ревности к депутатам. При нынешнем руководстве Заксобрания и руководстве правительства это вполне возможно.

Виктор ДЕМЕНЕВ

Запись опубликована в рубрике Экономика и жизнь. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Бюджет-2013: все учтено

  1. Галина Бычкова говорит:

    Не нужно,Валера,так о социализме! Он «живёт и побеждает»,к примеру,во всех скандинавских соц.государствах...Ну ,а «86»соц.пособий пусть не удивляют: никакие1,5 миллиона нижегородцев их не получат!Сосчитали «потенциальных»получателей:диабетиков,многодетных...А начнут в «СОБЕСЕ» считать суммарный доход в семье,большая часть клиентов и отпадёт.У старушек в квартирах взрослые внуки зарегистрированы,справки не соберут и т.д. и т.п.Пока действует заявительный способ взаимодействия властей с нуждающимся «электоратом»,нашим старикам и многодетным семьям не полегчает...УВЫ!

  2. valera говорит:

    86, восемьдесят шесть, видов социальных пособий? Социализм плодит иждивенцев и вороватое чиновничество. Вперёд к победе социализма.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *