Хочешь жить в тепле, умей считать деньги!

Почему за нерадивых председателей ТСЖ должны отвечать добросовестные плательщики?

Система оплаты за тепло и горячую воду в России пока далека от совершенства. Те, кто непосредственно пользуется этими благами цивилизации – то есть жители, перечисляют деньги управляющим компаниям, ТСЖ и ЖСК, а они расплачиваются с поставщиками ресурсов и услуг. Причем недобросовестные посредники оказываются действительно лишним звеном, и только тормозят расчеты. С проблемой неплатежей пришлось столкнуться и оператору теплоснабжения и горячего водоснабжения Дзержинска ОАО «Нижегородские коммунальные системы» (НКС).
Из-за чего растут долги?
«В последние годы темпы роста просроченной задолженности жилищных организаций — управляющих компаний (УК), товариществ собственников жилья (ТСЖ) и жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), значительно ускорились, — констатируют в компании. — Если на 1 января 2011 года просроченная задолженность составляла 8,4 миллиона рублей, то к началу 2012 года она выросла до 15,7 миллионов рублей. А осенью достигла 24,5 миллионов рублей».
Жилищные организации — структуры, априори, не бедные. Ведь они регулярно собирают с жильцов быстрые «живые» деньги. Но почему тогда не платят поставщикам услуг? Говорить о том, что жилищные организации попадают в долговую кабалу из-за роста тарифов здесь вряд ли уместно. За последние полтора года тарифы на тепло выросли не столь значительно.
Значит, дело в том, что руководители жилищных организаций просто не хотят своевременно расплачиваться с оператором тепло- и горячего водоснабжения. А деньги, причем очень не малые, тратят по собственному усмотрению. Кто-то, может быть, и на какие-то другие домовые нужды. А есть, вероятно, и те, кто тратит собранные с жильцов деньги в личных интересах.
Но в любом случае, страдает от этого поставщик услуг. У которого из-за безалаберности потребителей дебет не сводится с кредитом. А нерадивые председатели ТСЖ и ЖСК пользуются своей безнаказанностью. Ведь они прекрасно понимают, что НКС не станет отключать зимой от тепла целый дом за долги. Поскольку от этого пострадают добросовестно платящие жители. Поэтому жилищная организация, по сути, кредитуется за счет поставщиков услуг. Но ведь теплоснабжающая организация – не банк!
Конечно «Нижегородские коммунальные системы» будут делать все возможное, чтобы обеспечить качественную и бесперебойную подачу тепла и горячей воды в дома дзержинцев. Но возможности компании не безграничны. Чтобы расплачиваться с поставщиками теплоресурсов, ремонтировать и развивать сетевое хозяйство, нужны деньги. Нужны не потом, а сейчас…
Халявы больше не будет!
Времена «халявы» для такого рода «экономов» уходят в прошлое. 1 сентября вступили в силу новые требования по оплате коммунальных услуг, предусмотренные 253 постановлением правительства РФ. По ним домоуправляющие компании обязаны оплачивать предоставленную поставщиком услугу по мере получения денег от населения. То есть сразу, в течение суток, а не когда-нибудь потом.
Если же этого не происходит, то есть долг перед поставщиком продолжает копиться, то он вправе обратиться в правоохранительные органы или в суд. А там уже будут разбираться, почему жилищники не торопятся платить по счетам. Связанно ли это с объективными обстоятельствами, или речь идет о злоупотреблении служебным положением и незаконном обогащении.
Кстати, ОАО «НКС» уже сейчас не только призывает к совести злостных неплательщиков, но и использует против них «карательные» методы. Разумеется в рамках закона. К примеру, ТСЖ «Суворовский» задолжал компании свыше 5 миллионов рублей. В результате проверки выяснилось, что бывший председатель товарищества К., деньги, полученные от населения по счетам за тепловую энергию, присваивал и тратил на собственные нужды. СУ УМВД по Дзержинску в отношении К. были возбуждены 8 уголовных дел по статье 160 УК РФ «хищение путем присвоения или растраты». В настоящее время они направлены в суд.
Направлены в суд и материалы 4 уголовных дел возбужденных по ст. 160 УК РФ в отношении председателя ТСЖ «Октябрьский-3» М. Долг товарищества перед НКС достиг почти 4 миллиона рублей.
Под лежачий камень вода не течет
Но ведь можно и не доводить дело до скандалов и уголовных расследований. Причем порядок вполне способны навести не только ревизоры и следователи, а обычные жители-собственники квартир. Ведь в реальности они обладают довольно широкими возможностями. Они вправе выбирать (и менять!) домоуправляющую компанию. А если таковой является ТСЖ или ЖСК, то и переизбирать их руководителей, требуя с них отчета о проделанной работе и расходовании средств.
Увы, на практике жильцы за редким исключением этим не пользуются. И вообще стараются максимально самоустраниться от управления домом. Думается, недостаток коммунальной культуры у населения проистекает еще с советских времен. Когда люди жили в государственных квартирах, деньги платили в ЖЭК, а если что-то не так, бежали жаловаться в райком партии…
Но сегодня правила игры изменились кардинально. Сейчас каждый, как говорится, сам творец своего счастья, а спасение утопающих – дело рук самих утопающих. От действий компании-должника вполне могут пострадать жители – добросовестные плательщики. Так не пора ли взять ситуацию под контроль?
Кстати, НКС регулярно информирует их о наличии задолженностей. Но пока создается впечатление, что эти объявления люди в большинстве своем не принимают близко к сердцу. А зря. Ведь, как показывает практика, даже если честно расплачиваться за коммунальные услуги можно остаться без тепла и горячей воды. Потому что деньги просто растворяются, проходя через посредников.
В общем, и жителям и руководителям жилищных организаций есть повод задуматься. Глупо тратить деньги на ветер и тем более недопустимо расплачиваться с поставщиком услуг «по остаточному принципу». Ведь от их бесперебойной работы зависит благополучие всех горожан.

Ефим БРИККЕНГОЛЬЦ

Запись опубликована в рубрике Социум. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *