«Особенная неправильность течения»

ЕЩЕ В XIX ВЕКЕ РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ ПРЕДЛАГАЛИ ПЕРЕГОРОДИТЬ ВОЛГУ ПЛОТИНАМИ

Словосочетание «68-я отметка» в последнее время стало настоящей красной тряпкой для нижегородских чиновников и обывателей. Инициатива компании «РусГидро», ратующей за подъем Чебоксарского водохранилища, порой воспринимается чуть ли не как вредительство и стремление уничтожить Нижний Новгород. Дескать, и без того прекрасная и воспетая художником Левитаном река Волга испоганена и изгажена каскадом водохранилищ, превратившим ее в болото… Однако на деле люди просто плохо знают историю родной реки-матушки.

«ЗЕМЛЕЧЕРПАЛКИ БЕССИЛЬНЫ…»
«Перекаты, перекаты, перекаты… Тьфу! — писал один из нижегородских журналистов. – Даже во сне, проклятые, стали мерещиться. Задремлешь, закроешь глаза – тебе чудится, что ты среди Волги на песочке сидишь… Сидишь и ждешь: скоро ли землечерпалку приведут и шалыгу расчистят? Хоть совсем по верхней Волге не езди. Перекаты, как грибы после дождя, растут, точно капканы везде наставлены. Не застрял в Сормове, ну так на Парашинском у Балахны увязнешь; а провернешься Парашинским перекатом – у Городца на пески засядешь, а не у Городца, так немного подальше от Поганого острова перекат, а за Катунками Ячменский капкан, то бишь, перекат учинен… Да, плохое дело по нынешним временам по Волге ездить. Бывает, что поедешь, да и назад вернешься, опять в тот же Нижний».
И действительно, к концу XIX столетия интенсивность судоходства по Волге по сравнению с прошлыми временами значительно выросла. Тысячи буксиров, барж, пассажирских пароходов, паровых шаланд и других кораблей двигались по реке, которая тогда была крупнейшей транспортной артерией государства. Однако сама эта река, кстати, крупнейшая в Европе, кто не знает, как оказывается, для этого самого судоходства не очень подходила. Наибольшие трудности возникали на участке от Рыбинска до Камского устья, которое тогда именовали не иначе как «Камским морем». «Затруднения эти происходят от значительного числа перекатов и недостаточной глубины» , — писала газета «Нижегородские губернские ведомости». А те, в свою очередь, были вызваны природными свойствами этой части Волги, «особенной неправильностью течения». Каждый день в течение всей навигации десятки землечерпалок день и ночь прочищали фарватер, выгребая тысячи тонн наносимого сильным течением песка. Располагавшиеся по всему течению обмерные посты каждый день давали сводки о глубине фарватера в тех или иных местах. Однако, по сути, это был Сизифов труд.
Как констатировали нижегородские журналисты в весьма длинном предложении: «Но как ни велико значение такого рода расчисток для поддержания безостановочного движения судов, они, как подтверждает имеющийся в этом отношении обширный опыт, далеко не везде и не всегда достигают цели хотя бы временного углубления фарватера; на некоторых перекатах вследствие особенной неправильности течения при слабости подвижности грунта, составляющего ложе реки, меры эти оказываются бессильны в борьбе с постоянным заносом производимым землечерпалками углублением грунта». Лев Николаевич Толстой, как говорится, отдыхает!
Суть же в том, что никакие землечерпалки были не в состоянии обеспечить надежное судоходство по Волге.
РЕКА-УБИЙЦА
Между тем автор вышеупомянутой заметки про зловещие волжские «перекаты» продолжал свой рассказ: «28 августа надумал я до Кинешмы ехать. Взял газету — смотрю, вечерний пароход в 6 часов отходит в Кинешму. Приезжаю на пристань в 6 часов: ни малейшего признака парохода. Спрашиваю: что, мол, как?
А так, говорят, что раньше 9 – 10 ч. вечера он не будет…
Нечего делать, ждать надо. Сижу и жду. Дождался наконец. Тронулись.
— Ну, думаю, слава Богу, авось до Кинешмы доберемся.
Как бы не так!.. У Сормова шторм нас застал, а путь такой узкий… Гляжу, на якорь встали неподалеку от путейской дамбы. Ждал, ждал – и спать лег.
Просыпаюсь: светло, звонят к обедне: пароход стоит…
Какой город? Спрашиваю, сам мыслю: уж не проспал ли Кинешму, кой грех!..
Нижний, говорят…
Не поверил. Встал, на палубу вышел: действительно Нижний…
Пароход стоит, и колесо у него поломано».
Проблема состояла еще и в том, что уровень воды в Волге был очень неравномерен в течение года. Если весной и поздней осенью река разливалась, смывая пристани и затапливая все низины вдоль берегов, то летом и в сентябре, наоборот, сильно мелела, а в отдельных местах чуть ли не вообще пересыхала. В то же время сильное и неравномерное течение приводило к многочисленным авариям. Если уж реальные шторма наблюдались даже в районе Сормова, можно представить, что творилось на широких участках возле дельт впадающих в Волгу рек. Каждый день буйствующая водная стихия поглощала пароходы и человеческие жизни. Понятно, что все это приводило еще и к многомиллионным убыткам судовладельцев и порой нещадно разоряло страховые компании.
БЕЗНАДЕЖНУЮ СИТУАЦИЮ СПАСУТ ВЫПРАВИТЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Поэтому уже в XIX веке стало понятно, что безнадежную ситуацию на Волге могут спасти «только выправительные сооружения».
Еще в 1881 году научная экспедиция под руководством профессора Богуславского по инициативе министерства путей сообщения провела масштабное исследование Волги. В первую очередь ученые измеряли количество воды, проходящей через живое сечение русла реки в различных ее пунктах и при различных степенях горизонта. А в результате были подготовлены точные расчеты, какой ежесуточный объем воды необходим для поддержания фарватера в судоходном состоянии в период засухи. По итогам исследований Богуславский издал труд под названием «Волга как путь сообщения». В нем он предложил построить запруды в долинах рек, впадающих в Волгу, с тем чтобы во время паводков удерживать там излишний объем воды.
Если говорить современным языком, речь шла о водохранилищах. Ученые даже составили подробную смету проекта, включавшую в себя расходы на постройку самих плотин, выкуп подлежащих затоплению земель, строений, а также компенсацию жителям за переселение на другие места. Таким образом, уже тогда русским ученым стало ясно, что обуздать свирепую Волгу можно только с помощью мощных гидротехнических сооружений.
Позднее на основе исследований экспедиции Богуславского появился на свет более радикальный проект известного инженера В.В. Малинина. Он предлагал построить на Волге от верховьев до Камского устья несколько мощных плотин со шлюзами, перегородив ими реку. Тем самым, по мнению Малинина, уровень воды был бы поднят на нужные отметки на всем протяжении, а течение бы при этом замедлилось в два – три раза. Тем самым убивались сразу два зайца. Во-первых, обеспечивалось бесперебойное судоходство, во-вторых, уходили в прошлое штормы и страшные наводнения, которыми издревле славилась Волга-матушка. Благо, опыт таких сооружений, хоть и в меньшем масштабе, в России существовал. Плотины и шлюзы работали на Мариинской системе, в верховьях Оки и в других местах.
В 1895 году в Петербурге проходил съезд гидротехников, на котором инженер Малинин сделал доклад по строительству плотин и водохранилищ на Волге, который, как писали «Губернские ведомости»: «Ни в общем, ни в деталях не вызвал никаких возражений, после чего было постановлено: «Принять доклад к сведению…» Далее, по выражению прессы: «Вероятно, в силу традиционного обычая, этот проект, как и много других полезных начинаний, найдет там преждевременную могилу, если печать не поможет ему увидеть свет Божий».
Как мы теперь знаем, свет Божий проекты Богуславского и Малинина, только в более современном виде, все-таки увидели, но лишь спустя много десятилетий. Постройка каскада волжских водохранилищ позволила, наконец, решить все проблемы: «перекаты», шторма и наводнения ушли в прошлое. Однако, чтобы бесперебойное судоходство все же стало возможным по всему течению реки, без пресловутой 68-й отметки не обойтись…

Виктор МАЛЬЦЕВ

Запись опубликована в рубрике История. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: «Особенная неправильность течения»

  1. Василий Геннадьевич говорит:

    А я вот под влиянием всей этой кампанейщины тоже был против 68 отметки. А ту призадумался... Ведь и правда проект то был сделан еще в советские времена, а тогда всё продумывали основательно и надолго. Так же задумался, а почему общественность столь же решительно не встала на пути нижегородской АЭС — куда более опасного для региона проекта

  2. Андрей говорит:

    А сколько Вам за это заплатили? или вы заказ известной компании бесплатно отработали? В любом случае мне вас жаль.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *