Хотели как лучше, но не успели

Нижний Новгород каждый день задыхается в пробках. Количество транспорта постоянно растет, постепенно удлиняя бесконечные заторы. И никакие новые дороги и развязки пока не могут облегчить ситуацию... Оказывается, возникновение этих проблем предвидели еще при Брежневе, тогда же были разработаны и пути их решения

1 СТАНЦИЯ К 2000 ГОДУ
Летом 1982 года напротив Комсомольской проходной ГАЗа началось строительство одноименной восьмой станции Горьковского метрополитена. «Такой станции еще нет, - писала «Ленинская смена». — И мы даже не увидим ее, когда под проспектом Ленина побегут первые поезда, потому что хоть она и восьмая, последняя станция первой очереди Горьковского метрополитена, но первый пусковой участок до нее не дойдет. Станцию пустят в строй в 1986 году… Редакция газеты обращается к комсомольско-молодежным коллективам, ко всем комсомольцам метростроя – давайте возьмем шефство над возведением нашей комсомольской станции, пусть ее строят лучшие КМК, лучшие комсомольцы. А тоннели к ней поведут лучшие молодые проходчики».
Строительство велось в сложных условиях. Все подземные трассы были перенасыщены водой, плывунами, буквально нашпигованы городскими коммуникациями. Проходчикам пришлось преодолевать участки с высокой загазованностью, «нырять» вместе с проходческим щитом под действующие трубопроводы, бороться с водой, хлынувшей из забытого коллектора, и вывозить из котлованов эхо войны — неразорвавшиеся немецкие авиабомбы. Стройка началась в 1977 году со станции «Ленинская». Через пять лет работы велись уже на всем восьмикилометровом участке. Стройке помогал весь город, все понимали, что для полуторамиллионного города метро необходимо, как воздух.
Cразу после сооружения «Автозаводской», планировалось приступить к строительству 15-километровой Сормовско-Нижегородской линии. Ее первоначальный проект сильно отличался от того, что мы увидим в ноябре этого года после открытия станции «Горьковская». Напомним, что после нее запроектированы станции «Оперный театр» и «Сенная». А вот согласно плану, утвержденному в начале 80-х, следующая, после площади Горького, станция должна была строиться в районе площади Минина и называться «Свердловская». После нее линия поворачивала направо и через станции «Площадь Свободы», «Республиканская» заканчивалась на площади Советской.
Кроме того, следует отметить, что первоначальный проект станции «Горьковская» представлял собой постройку не просто станции, а метровокзала. Отсюда должна была начаться третья линия Горьковского метрополитена — в микрорайон Щербинки. Строить ее собирались под проспектом Гагарина. И находиться станция должна была не под улицей Горького, как сейчас, а в районе Дома связи с одним большим выходом на ул. Свердлова. Уже к 2000 году горьковское метро должно было протянуться на 30 километров и насчитывать 21 станцию. Однако этим планам не суждено было сбыться… Ныне, в 2012 году, наш метрополитен имеет длину 15,5 км и 13 станций, к которым вскоре прибавится еще одна.
У ПРОСПЕКТА ЛЕНИНА ДОЛЖНЫ БЫЛИ ПОЯВИТЬСЯ СРАЗУ ДВА ДУБЛЕРА
«Коллектив института «Горьковгражданпроект» подготовил проект детальной планировки жилого района Ленинский и изготовил макет, который позволяет познакомиться с будущими застройками, — писала «Ленинская смена» в статье «Ленинский район. 2000 год». – Заметно расширится сеть городского транспорта. На месте улицы Молитовской будет широкий проспект с интенсивным движением автобусов и троллейбусов». Фактически речь шла о модном ныне слове «дорога-дублер», она разгрузила бы проспект Ленина. Весь частный сектор, расположенный за Молитовкой на берегу Оки, планировалось снести, застроив новыми домами. Таким образом, уже в начале 80-х, когда еще и в помине не было «вечерней пробки» перед «Пролетаркой» и других заторов, градостроители думали о будущем и, вероятно, предвидели будущие проблемы. Еще один дублер главной магистрали района планировалось построить «в ближайшие годы» вдоль железной дороги мимо завода «Красная Этна». Он должен был соединить Комсомольское шоссе с улицей Кузбасской и далее проходить мимо северных поселков Автозавода. По этой дороге предполагалось пустить весь грузовой транспорт, а на проспекте Ленина для него повесить кирпич.
Особую тревогу проектировщиков уже тогда, 30 лет назад, вызывала Комсомольская площадь. Пересечение нескольких транспортных потоков, а также автобусных и трамвайных маршрутов приводило к заторам и большой загазованности. Главной проблемой, по мнению градостроителей, было большое количество трамвайных переездов и пешеходных переходов, из-за которых автомобили вынуждены были постоянно притормаживать и двигаться с медленной скоростью. Поэтому «Горьковгражданпроект» придумал рациональное решение: либо построить над площадью эстакаду для электротранспорта, либо построить под ней трамвайные тоннели. «Второй вариант предпочтительнее, — говорила журналистам главный инженер проекта В.И. Балакина. – Площадь будет свободнее, исчезнут столбы, здесь можно будет разбить сквер».
Прошло 30 лет, и сейчас мы видим, насколько дальновидными были горьковские инженеры советского периода. Из-за многочисленных переездов и светофоров движение по этой развязке постоянно затруднено, а расширение Окского съезда в прошлом году только усугубило ситуацию. Транспорт, который ранее скапливался на площади Лядова, теперь преодолевает спуск и мост за 5 минут и наглухо встает на «Комсомолке». Единственное, что изменилось за это, так это сократилось количество столбов из-за постройки большой световой опоры. В прошлом году глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов озвучил планы реконструкции площади – в частности, предусмотрены перенос трамвайных остановок и демонтаж пешеходных переходов. Однако идеи 30-летней давности были более интересными. Перенос трамвайных путей под землю позволил бы организовать здесь безостановочное движение. Про дороги-дублеры проспекта Ленина некоторое время назад тоже вспомнили.
Остается лишь констатировать дальновидность проектировщиков и задать резонный вопрос: где это все?! Сейчас руководители города и области осуществляют весьма масштабные инженерные проекты. 4 ноября откроются эстакада через Московский вокзал и реконструированная площадь Лядова. Конечно, это решит некоторые проблемы, однако ясно, что кардинального улучшения ситуации в движении не будет. Пробки просто переместятся в другие точки. А все потому, что в 80-е – 90-е года из-за многочисленных кризисов так и не были осуществлены планы, задуманные еще в эру позднего «застоя».
СВЕРХРЫНОК
На закате брежневской эпохи строились крупные по меркам тех лет торговые центры: универсамы и крытые рынки. Считалось, что в условиях дефицита именно сосредоточение большого ассортимента товаров в одном месте позволит покупателям сэкономить время в поиске той или иной продукции по мелким магазинам. 28 августа 1982 года открылся один из таких объектов.
«Сегодня утром начал работать Центральный крытый рынок, построенный в Канавинском районе, — писал «Горьковский рабочий». – В 7 часов состоялось его торжественное открытие. Торжество открывает заместитель председателя Канавинского райисполкома В.И. Спиридонов. Затем слово предоставляется первому заместителю председателя горисполкома И.Д. Стефаненко. Выступает бригадир лучшей комсомольско-молодежной бригады строителей Ю.М. Прокурин. Начальник СМУ-5 треста
№ 1 «Стройгаз» В.Н. Чайкин передает символический ключ директору рынка Ю.Е. Палкину. Перерезается ленточка, и собравшихся приглашают пройти в широко распахнутые двери нового рынка… Рынок огромен и великолепен. Под крышей вся торговая площадь, которая вместе со вспомогательными службами составляет 6,5 тыс. кв. м.»
Центральный рынок должен был являться образцом советской торговли. Прилавки с товарами были здесь разделены на отдельные группы, как в универсамах, а также выделялись отдельные площади для торговли в летнее и (крытые) зимнее время года. С инженерной точки зрения это было передовое сооружение. Грузовики с товарами заезжали в просторное помещение под зданием, после чего завезенная продукция поступала в огромные кладовые и холодильные камеры. Отсюда в торговые залы товар поступал в трех больших грузовых лифтах, после чего на погрузчиках и тележках распределялся по прилавкам. Революционной была здесь и система освещения, выполненная в виде установленных на куполе зенитных фонарей.
Надо отметить, что огромный рынок в Канавинском районе открыли как раз вовремя. Вскоре товары из обычных магазинов начали постепенно исчезать, и только базары даже в нелегкие годы «перестройки» оставались тем местом, где всегда можно было что-то купить.

Виктор МАЛЬЦЕВ

Запись опубликована в рубрике История. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *