Михаил Грошев Министр в кожаных штанах

Ситуация в региональной культуре больше напоминает известную фразу Гамлета: «Прогнило что-то в Датском королевстве». Об этом уже открыто заявляют не только деятели искусства, но даже депутаты гордумы Нижнего Новгорода

Не так давно на парламентской комиссии депутаты Виктор Панов и Дмитрий Анисимов подняли вопрос о состоянии Нижегородского краеведческого музея (Дом-усадьба Рукавишниковых на Верхне-Волжской набережной). По мнению депутатов, усилиями чиновников регионального министерства данное заведение превратилось в «тронный зал» для торжественных церемоний и заседаний. А ведь некогда наш краеведческий был один из лучших музеев страны, которым гордилось несколько поколений нижегородцев. Понятно, здание привели в порядок, фасад и внутреннее убранство поражают роскошью. Зато теперь непонятно: куда делась значительная часть экспозиции, увидят ли ее вообще когда-нибудь нижегородцы и гости города? В музее проводятся светские церемонии, но понять что-то о богатейшей истории родного края по остаточным скудным экспонатам, которых в доме Рукавишниковых осталось минимальное количество, представляется фактически невозможным.
В этой связи непонятно, куда смотрит министр культуры Нижегородской области Михаил Грошев. Неужели он не замечает метаморфоз, творящихся с историческим музеем? А может, ему эта тема попросту неинтересна?
Гостям города совершенно нечего показать, некуда их сводить! Позор!
Судя по всему, неинтересна была Грошеву и тема строительства нового здания театра оперы и балета. Полгода назад вокруг строительства в садике Пушкина разгорелся крупномасштабный скандал. Вопрос будущего театра перессорил всех, кого только можно: депутатов гордумы, власть Нижнего Новгорода, чиновников правительства Нижегородской области. Ситуацию, как мог, выправлял директор департамента градостроительного развития Нижегородской области, Бодриевский. Лично губернатор Шанцев пытался погасить вспыхнувший скандал, обращаясь с аргументами ко всем участникам баталий. Только министр культуры Грошев, коего ситуация касается самым непосредственным образом, издалека наблюдал за схваткой, делая вид, что тема строительства нового театра его ничуть не касается.
По крайней мере, не было ни одной попытки Грошева обратиться к депутатам, нижегородской общественности с призывом: что вы делаете? Шанс построить театр такого высокого уровня выпадает региону один раз в 200 лет! И вот мы все станем свидетелями этого исторического момента! Наши дети, внуки нам скажут спасибо за это! В городе наконец-то начнется содержательная культурная жизнь! Нет, такого от г-на Грошева мы не услышали.
Известно, что сцену нашего театра оперы и балета имени Пушкина обходят стороной творческие коллективы мирового уровня. Театр проектировался еще в 19 веке, стандарты его сценической площадки не соответствуют требованиям современных театров. Театр Пушкина не имеет статуса академического. В итоге Нижний Новгород объезжают стороной многие именитые коллективы. Культурная жизнь обеднена дальше некуда. В этом плане мы давно скатились на позиции заштатной провинциальности, а не третьего города России.
Осталась единственная отдушина — Международный фестиваль искусств им. А. Д. Сахарова, который организовали в начале 2000-х годов Ростропович и Вишневская. Однако и в этом вопросе в скором времени рискуем получить «фиаско». Пока еще маститые музыканты «покупаются» на бренд фестиваля имени Сахарова. Но постепенно «спартанские» условия выступлений надоедят и традиционным участникам.
Приезжавший в этом году на фестиваль им А.Д. Сахарова Денис Мацуев был вынужден несколько раз выходить из зала со словами “Душно тут у вас… “. Сколько же можно позориться? Нижний Новгород уверенно скатывается к репутации «культурной провинции».
Оглушительно молчит Грошев и по этому поводу. Он вообще крайне удивляет своей немногословностью. Пожалуй, один из самых молчаливых министров культуры. То ли со всем согласен, то ли мыслей по теме в голове не наблюдается…
Да и вообще, за время пребывания в министерском кресле он запомнился разве что своими кадровыми назначениями. Которые культурная общественность прокомментировала примерно так: «Министр ведет себя как слон в посудной лавке». История началась с того, что Михаил Грошев, в свое время работавший чиновником в полпредстве, непонятно для чего вытащил из этого же ведомства своего бывшего сослуживца Максима Крохина, назначив этого чиновника с техническим образованием (политех имени Жданова) директором ТЮЗа! Профессиональный чиновник, ни бельмеса не сведущий в искусстве, придя на должность, первым же делом перессорился с творческим коллективом. Конфликт прогремел на всю Россию. Дело дошло до забастовок и голодовок. Итог: один из самых перспективных режиссеров в современной истории ТЮЗа Владимир Золотарь, отличающийся большим трудолюбием, глубоким взглядом на режиссуру, авторитетом в творческой среде, был вынужден уехать работать в соседний регион – Пермский край. Понимая, что в этом регионе, с этим министром, жизни ему не будет…
Крохина же “пересадили” директором в Театр кукол. Теперь, по нашим сведениям, и там зреет конфликтная ситуация между творческим коллективом и дирекцией…
А на днях в редакцию “ЛС” поступило письмо коллектива музыкального колледжа имени Балакирева. На последнем педагогическом совете 29 июня 2012 года директор колледжа Сергей Иванович Смирнов объявил о том, что министерство культуры Нижегородской области в лице министра культуры Грошева не продляет с ним контракт, срок которого заканчивается 30.07.2012. Для коллектива это было полной неожиданностью и ударом. Смирнов С.И. – человек безупречной репутации, высочайший профессионал, музыкант, известный не только в нашем городе, но и в России и за ее пределами. Сергей Иванович – заслуженный работник культуры РФ, профессор, лауреат премии Нижнего Новгорода. При принятии такого кадрового решения в отношении Смирнова С.И. – непродления контракта — не учитывалось мнение коллектива, который опять ввергнут в состояние нестабильности.
Приводим цитаты авторов письма. «…Может, решение связано с необходимостью освобождения места директора колледжа для какого-то “нужного человека” министру Грошеву? Данным письмом мы хотим не только выразить свое отношение к факту, дестабилизирующему обстановку в нашем коллективе, но и предупредить подобные решения министерства культуры, которые являются тупиковыми и неминуемо шаг за шагом приведут к разрушению культурной среды, которая была создана трудом многих поколений деятелей культуры нашего города. Видимо, “разрушение”, к сожалению, является модным трендом нашего времени».
При Грошеве не только театры и концертные залы не отвечают современным требованиям. Большие вопросы к репертуару. Нижегородцы в письмах в редакцию замечают: «Программы общегородских праздников доминируют убогостью сценариев, скучна постановочная часть, ходить на такие мероприятия совершенно не хочется».
Правда, есть стезя, в которой Михаил Грошев значительно преуспел. Речь идет об аппаратном структурировании. Известно, что его предшественник Щербаков по статусу был всего лишь директором департамента культуры при правительстве Нижегородской области. Грошев, придя на его место, сразу же поднял статус своего ведомства до ранга министерства. И сам стал министром. Понты колотить — не мешки ворочать!
Кстати, это ему не впервой. Про Грошева в чиновничьей среде говорят, что он аппаратчик от Бога! Правда, на этом все его деловые способности заканчиваются.
В данной связи одна история: в свое время, будучи назначенным заместителем главы Нижнего Новгорода, Грошев успешно «переквалифицировался» в вице-мэры. По мэрии прокатился ропот: а для чего нам два вице-мэра? Долго на этом кресле Грошев не просидел. Благодаря стараниям Грошева теперь в городе две должности вице-мэра (сейчас Гладышев и Беспалова). А великий знаток аппаратных преобразований Михаил Михайлович заведует культурой Нижегородской области!
Но одно дело — грамотно играть в аппаратные игры, другое – разбираться в культурной жизни региона. На последнее Грошев, судя по всему, мало способен. В силу отсутствия знаний по вопросу и возрастного консерватизма.
Известно, что сейчас в стране назначен новый, а главное, молодой (32 года) министр культуры Владимир Мединский. По всему видно, что это молодой новатор, готовый воспринимать прогрессивные веяния, преобразовывать культурную жизнь страны в нужном направлении. Он «взялся за работу, закусив удила». А что позитивного можно ждать от чиновника по масти Грошева? Сказать можно только одно: ретроград, не способный ни по возрасту, ни по душевному подъему двигаться в ногу со временем. Его модернизм проявляется разве что в ношении кожаных штанов, в коих Михаил Михайлович периодически появляется в «Спорт-баре» парка Свердлова, привлекая к себе удивленные взгляды окружающих (представьте, например, фактурного 65-летнего Шанцева в черных кожаных штанах)...
Не будет в Нижегородской области налаживаться культурная жизнь, пока министром культуры будет не человек в искусстве, даже не завхоз, а просто до мозга костей чиновник.

Ефим БРИККЕНГОЛЬЦ

Запись опубликована в рубрике Скандал недели. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: Михаил Грошев Министр в кожаных штанах

  1. наталья говорит:

    Грошева не культура интересует, а материальная сторона. Вокруг себя собирает людей не по профессионализму, а по преданности. Пока рзабирутся что и как он уже другое место сел.А заслуг то сколько перед Отечеством! Гений.

  2. Мира говорит:

    статья полный бред! Дело не в министре, а в самом государстве,городе которому не нужна культура!Никто не виноват, что гражданам не интересны экспозиции ,а интересны проведения торжеств в нем,мало ли в Нижнем красивых ресторанов или VIP залов? Полно.Что касается штанов, в не рабочее время это дело личное и каждого. Но если вы считаете, что чиновник должен всегда соответсвовать официальному внешнему виду. Попробуйте написать о призиденте,его поведение и внешнем виде на публике.Хочется посмотреть как Вы дернете свою судьбу.........................

  3. Эльжбета Яновна говорит:

    Зря Вы так на Грошева. Не в нём дело. Всё дело в том, что руководству региона не нужны говорливые министры.Думаете он долго бы продержался в министрах, если бы сделал заявление о нецелевой эксплуатации усадьбы Рукавишникова? Вот Романычев заявил свою гражданскую позицию по поводу строительства на пл. Горького и где он теперь? Зрите в корень, Ефим БРИККЕНГОЛЬЦ, так учат классики.

  4. Пётр Балякин говорит:

    Г-н Смирнов действительно известный музыкальный работник.

    Лично мне только не хотелось бы, чтобы директором снова назначили г-на Майорова А.Н., в 1998-м году лично он в отношении меня очень некрасиво поступил,

    и поэтому не хотелось бы, чтобы огорчил ещё кого-нибудь...

    А волноваться коллективу НМК к чему?

    Существуют же образовательные стандарты, кто им соответствует,

    тому бояться нечего...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *