Из истории нижегородского троллейбуса

До середины 40-х годов ХХ века практически единственным массовым общественным транспортом в г. Горьком являлся трамвай. Однако население промышленного города стремительно росло, достигнув к 1946 году 650 тыс. человек. Территория жилых районов также постоянно увеличивалась. Трамваи не справлялись с перевозками, а автобусы еще находились в зачаточном состоянии. Тогда-то и решено было дать старт развитию горьковского троллейбуса.

ОТ ПЛОЩАДИ МИНИНА ДО ПЛОЩАДИ ГОРЬКОГО
Первую троллейбусную линию было решено проложить в центре города от площади Минина и Пожарского до площади 1 мая (ныне Горького). В ее строительстве принимали участие многие предприятия города и области. Непосредственным монтажом контактной сети занималось трамвайное депо № 2. В его цехах были изготовлены многочисленные детали и приспособления. Завод им. Петровского отливал провододержатели, Автозаводский промкомбинат выпускал изоляторы, Семеновский чугунолитейный завод подвесы из ковкого чугуна.
Первое депо было оборудовано на улице Лядова (ныне выставочный центр НГТУ). От него к пл. Минина и Пожарского была проложена специальная техническая линия.
Горьковский троллейбус создавался в условиях послевоенной разрухи, что, естественно, наложило свой отпечаток. Большой спрос на троллейбусы по всей стране не соответствовал производственным возможностям завода № 82 в Тушино – основного производителя «рогатых» вагонов. Поэтому наш город получил старые машины МТБ-82 с деревянными кузовами и неисправными механизмами, которые были восстановлены силами наших предприятий.
27 июня 1947 года в тестовом режиме был торжественно открыт маршрут № 1. «Блистающие свежестью окраски машины выстроились вереницей у красной ленты на площади Минина и Пожарского, — писала «Горьковская коммуна». – Отсюда троллейбусы пойдут в свой первый рейс. В час дня секретарь Горьковского горкома ВКП(б)
тов. Курятников и другие руководители городских партийных и советских организаций принимают рапорт управляющего «Горьковским трамваем» тов. Мишатина об успешном завершении работ по прокладке первой троллейбусной линии. Тов. Курятников перерезает ленту, перегораживающую путь машинам: движение открыто!»
После этого водитель Константин Лепилин включил мотор, и троллейбус легко и бесшумно покатился вверх по улице Свердлова в направлении к площади 1 мая. Горьковчане, собравшиеся на остановках, аплодисментами встречали ярко раскрашенные величавые машины. Развернувшись на конечной, Лепилин поехал обратно. А между тем и остальные три машины одна за другой отправились в рейс. Протяженность первой троллейбусной линии составляла всего полтора километра, и тем не менее новый транспорт сразу полюбился жителям города. В конце 1947 года маршрут № 1 был продлен до площади Свободы, а уже в следующем году стал кольцевым. Троллейбусы проходили его за 15 – 20 минут, делая при этом девять остановок.
В 1948 году троллейбусы появились и в заречной части города. Здесь все тоже начиналось с кольцевого движения. Маршруты № 2 и № 3 следовали по линии Московский вокзал – Московское шоссе – улица Березовская – станция Варя – Сормовское шоссе – Московский вокзал. При этом «двойка» и «тройка» расходились на Сормовском повороте: один маршрут следовал по внешнему кольцу, второй по внутреннему. На следующий год троллейбус нового маршрута № 4 «Московский вокзал — Починки» покатился уже по улицам Сормова. Кстати, троллейбусное депо № 2 изначально находилось на Московском шоссе, где позже разместился уже автобусный парк № 1, а ныне торговый центр «Лента». Двусторонняя трехкилометровая линия по ул. Березовской работала до 1956 года. После этого кольцо было ликвидировано, а маршрут № 3 стал ходить в Лесной городок. В дальнейшем Березовская была значительно перепланирована, а выезд на ул. Коминтерна вообще застроен домами.
Быстрое развитие троллейбусной сети в промышленных районах облегчалось наличием длинных прямых улиц и шоссе. Контактная сеть здесь монтировалась достаточно быстро, а электрические машины могли двигаться с максимальной скоростью. Уже в 1950 году была введена в строй новая линия по ул. Хальзовской до поселка Копосово. Впоследствии ее еще дважды продлевали: сначала до поселка Высоково, потом до Дубравного.
Интересно, что в течение 26 лет, с 1962 по 1998 гг., нижегородские троллейбусы работали без кондукторов. Пассажиры оплачивали проезд через кассы самообслуживания. Позднее появились отрывные талоны, которые, зайдя в салон, нужно было продырявить специальным компостером. В течение многих лет проезд в троллейбусе стоил 5 копеек.
ТРОЛЛЕЙБУС ПРИШЕЛ НА АВТОЗАВОД

27 мая 1967 года была торжественно введена в строй новая двадцатикилометровая линия по проспекту Ленина и проспекту Октября. Организованы маршруты № 2 «ул. Новикова-Прибоя — ДК ГАЗ» и № 4 «ДК ГАЗ — платформа Счастливая», на которых впервые появились новые машины ЗиУ-5. Сооружение новых линий было осуществлено в кратчайшие сроки, менее года. При этом строительством руководил т.н. «общественный штаб» во главе с председателем Автозаводского райсовета Л.В. Соколовым. Основной объем работ выполнили коллективы энергохозяйства и ремонтно-строительного управления ТТУ, городского дорожного и ремонтно-строительного управления, а также строительно-монтажного управления ГАЗа.
С этого момента протяженность линий в Горьком составляла уже 94 километра. А уже в следующем году троллейбусы покатились по улицам Веденяпина и Лескова. Любопытно, что маршруты № 2 и № 4, открытые в 1967 году, — единственные из первой пятерки, в слегка измененном виде дожившие до нынешнего времени.
В 1972 — 1973 годах депо № 1 переехало в новое здание на ул. Ивлиева в Лапшихе. В это же время была введена в строй новая линия в микрорайон Кузнечиха. Именно здесь горьковчане увидели троллейбусы новой марки – ЗиУ-9, которые в модернизированном варианте до сих пор в большом количестве ездят по улицам Нижнего Новгорода. В 1973 году после открытия маршрута № 19 «Московский вокзал – Речной вокзал» троллейбусная линия впервые пересекла Оку. Через пять лет его продлили до ул. Чаадаева, но уже в 1980-м закрыли из-за нерентабельности.
ОТ РАСЦВЕТА К УПАДКУ
Вообще же семидесятые годы стали звездным часом горьковского троллейбуса. Новые и старые удлиненные маршруты пошли по проспекту Ленина, Южному шоссе, проспекту Героев, улицам Ванеева, Бекетова и многим другим. Если в 1970 году было перевезено около 66 млн. пассажиров, то в 1975-м была достигнута рекордная цифра в 90 млн.! Суммарная протяженность троллейбусных маршрутов составила 180 километров. Однако в дальнейшем в связи с развитием метро, открытием новых автобусных маршрутов и расширением сети маршрутных такси доля троллейбусов в маршрутных перевозках стала сокращаться. Главным недостатком «рогатых» вагонов была неспособность обеспечить все возрастающие пассажиропотоки между заречной и нагорной частями города. Уже в 1980 году число перевезенных троллейбусами пассажиров сократилось до 47 млн. За 15 лет, с 1975 по 1990 год, протяженность линий не только не выросла, но, наоборот, сократилась до 130 км.
В середине восьмидесятых на маршруте № 8 «Московский вокзал — поселок Дубравный» появились необычные троллейбусы, представлявшие собой сцепку двух вагонов ЗиУ-9. Способ сцепления и использования троллейбусов по системе многих единиц был впервые применен в нашей стране еще в 1966 году в Киеве. При использовании принципа поезда вместимость троллейбуса увеличивалась ровно вдвое, а водитель оставался один. Штанги использовались только на одной из машин, обычно на второй. Однако «поезда» в нашем городе проездили недолго, всего несколько лет.
В начале девяностых нижегородский троллейбус продолжал развиваться, хотя уже и не такими темпами, как раньше. 12 сентября 1993 года, в День города, состоялся пробный пуск новой линии в Верхние Печеры. А 1 октября мэр Нижнего Новгорода Дмитрий Бедняков лично отправился в первый рейс по маршруту № 1.
Последним крупным троллейбусным проектом в Нижнем Новгороде стала постройка линии от Московского шоссе через ул. Кузбасскую в микрорайон Сортировочный. В 2003 году здесь был открыт новый маршрут № 25 «Московский вокзал — ул. Архангельская». Однако в этот период из-за нехватки средств электротранспорт уже находился в кризисном состоянии. На линии выходило все меньше исправных вагонов, которым становилось все труднее конкурировать с вездесущими маршрутными такси. Новые маршруты больше не открывались, а старые постепенно исчезали. Лишь в конце 2000-х годов положение удалось стабилизировать, а парк пополнился новыми современными машинами. В настоящее время в Нижнем Новгороде действует 18 троллейбусных маршрутов.
Более подробно об истории нижегородского троллейбуса будет рассказано в № 2 «Энциклопедии Нижегородского края», который выйдет в свет в сентябре.

Виктор МАЛЬЦЕВ

Запись опубликована в рубрике История. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *