ЗСНО: все условия для промышленности

Нижегородская область – промышленный регион, и депутаты Законодательного собрания при принятии решений вынуждены ориентироваться на это. Так было и при голосовании за закон о порядке определения цены земельных участков под промышленными объектами.

Эхо 2003 года
Сейчас мало кто помнит, как один из бывших губернаторов Нижегородской области неправильно подошел к оценке земли под промышленными зданиями, строениями и сооружениями. Это привело к тому, что промышленники поссорились с губернатором, который до того вроде бы правильно понимал заводчан. Ситуацию тогда стали спасать депутаты Законодательного собрания, которые учли, что у нас регион промышленный. И что решения надо принимать исходя из этого. Понятно, что «дела давно минувших дней» не прошли даром. И когда в июне 2012 года вновь пришлось определять цену земельных участков для промышленников, между ветвями власти разногласий уже не наблюдалось. Это называется внятной промышленной политикой в регионе.

Принято «без разговоров»

Новый областной закон с пространным названием «О порядке определения цены и порядке оплаты земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области или государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках» принимается в связи с тем, что соответствующий Федеральный закон прекращает свое действие с 1 июля 2012 года. Поэтому с указанной даты должны применяться общие требования к порядку определения стоимости земельных участков.
Губернатор посоветовался с промышленниками, депутатами ЗСНО, и принято решение, что нынешним собственникам капитальных строений продажа земельных участков будет осуществляться, как и ранее, по цене, равной 2,5% кадастровой стоимости этих площадок. Отметим, что у наших чуть ли не основных регионов-конкурентов, где сделана ставка на промышленный рост, в Калужской и Липецкой областях, условия выкупа земли хуже. Для сравнения: в Липецкой области цена продажи земельных участков под капстроениями установлена в размере 7,5% кадастровой стоимости, в Калужской – от 3 до 15% кадастровой стоимости в зависимости от вида разрешенного использования.
Получается, что губернатор и депутаты Законодательного собрания Нижегородской области сохраняют перед Липецком и Калугой одно из конкурентных преимуществ. Но дело не только в реальной конкуренции регионов, а также производителей сходной продукции.
Цена земли в 2,5% кадастровой стоимости стимулирует ее приватизацию собственниками капстроений. Дело в том, что в Нижегородской области до настоящего времени приватизированы далеко не все земельные участки, на которых находятся принадлежащие физическим и юридическим лицам здания, строения, сооружения. Увеличение выкупной цены может повлечь за собой приостановление процесса приватизации земельных участков и вовлечение их в гражданский оборот.
Сейчас собственники промышленных капстроений получили сигнал, что губернатор и депутаты Заксобрания вошли в их положение, но цена за землю может быть только выше. Видимо, это ускорит приватизационные процессы. Потому что, по предварительной оценке, цена выкупа земельного участка для лица, имеющего на праве собственности объект недвижимости, выбывший из публичной собственности, в случае отсутствия данного закона области увеличилась бы от трех до шести раз.
Следует отметить, что Нижегородская область, имея огромный промышленный потенциал, пошла в этом вопросе по пути тех субъектов Федерации, которые только настроены на индустриализацию либо заметно слабее нас в промышленном развитии. Аналогичный порядок определения стоимости земельного участка предусмотрен, например, в Республике Марий Эл, Костромской области, Пермском крае.
В обобщенном плане, принятие данного законопроекта, как мы уже писали, направлено на стимулирование собственников объектов недвижимости на выкуп земельных участков. Делается это не принуждением, не угрозами, не административным ресурсом, а «мягкой силой», учетом интересов бизнеса и власти. «Мягкость» как раз и задают депутаты Законодательного собрания Нижегородской области. Это будет способствовать повышению доходов консолидированного бюджета области от поступления земельного налога. Причем тут мы видим отход властей от стереотипного поведения: чем больше цена, тем больше и налог с нее, а значит, надо повышать цену. Вместо этого тут не ухудшается положение собственников капстроений, выкупающих землю. Депутаты ЗСНО выступили за это, как выразился председатель аграрного комитета Николай Шкилев, «без разговоров».

Жила бы промышленность родная!

Законодательный акт обработан правительством области и Законодательным собранием достаточно четко. Например, отмечено, что название закона слишком длинное. Это немаловажный «дефект». Возникают неудобства при ссылках. В названии практически полностью отражен предмет регулирования. Поэтому предложено сделать более компактное наименование закона.

Еще одна, значительно более важная проблема состоит в том, что у министерства имущественных отношений нет даже приблизительных данных о количестве собственников капстроений, которые могут заняться выкупом земельных участков. На одной промплощадке сейчас порой находятся десятки собственников. Но, с другой стороны, это еще раз подтверждает, что приоритет у правительства и Законодательного собрания не в фискальных целях, а в развитии промышленности в Нижегородской области. На основе традиций и динамики региона, его конкурентных преимуществ.

В выигрыше много собственников

Еще раз отметим, кто оказался в выигрыше от стабильности «правил игры» по цене земельных участков.
Это коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
Коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений.
Граждане и некоммерческие организации, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
Собственники зданий, строений, сооружений, переоформившие право постоянного (бессрочного) пользования – со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации до 1 июля 2012 года – на право аренды, либо если земельные участки образованы из данных земельных участков.
Для иных собственников условия выкупа совсем иные. В городе Нижний Новгород это семнадцатикратный размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В Нижегородской области – десятикратный размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Виктор ДЕМЕНЕВ

 

Запись опубликована в рубрике Страсти по власти. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *