«Чайко-лебединая» песня горьковских лимузинов

 

35 лет назад начался выпуск «Чайки» ГАЗ-14

АВТОМОБИЛЬ ДЛЯ СЛУГ НАРОДА

В советские времена в ходу был анекдот примерно такого содержания.
«Иностранец в СССР видит толпу людей, идущих на переполненную остановку трамвая, и спрашивает: «Это кто такие?» Прохожий ему отвечает:
— Это рабочий класс – народ. Он у нас в стране хозяин жизни!
— А это кто такие едут? — спрашивает иностранец, указывая на группу черных «Волг», мчащихся по улице.
— А это слуги народа…»
И это, в общем-то, было правдой. Если на Западе уже в 30-е годы ХХ века автомобили перестали быть роскошью, став вполне доступным средством передвижения, то в Советском Союзе времен относительно благополучного застоя абсолютное большинство граждан продолжало перемещаться на общественном транспорте. Даже те, кому посчастливилось приобрести «Жигули», «Москвич» или «Запорожец», как правило, ездили на них только на дачу либо по особым случаям.
Зато чиновники, т.е. те самые «слуги народа», заняв определенный пост, получали пресловутые привилегии, одной из которых был персональный автомобиль с водителем. В простонародье – «членовоз». Иметь служебное авто, надо заметить, было гораздо выгоднее, чем личное. Для него не нужно было покупать гараж, ремонтировать, беспокоиться о возможном угоне. Бензин тоже заливался за счет государства. В зависимости от негласной табели о рангах каждому номенклатурщику полагался определенный тип автомобиля — от «Волги» до лимузина высшего класса ЗИЛ. На разработку авто представительского класса денег не жалели, на них бросали лучшие конструкторские кадры и наиболее квалифицированных рабочих.
В 1964 году к власти пришел Л.И. Брежнев, при котором наступил настоящий расцвет номенклатуры и привилегий. Армия чиновников и партработников росла, и им требовалось все больше транспортных средств для «службы народу». Вскоре Леонид Ильич лично поручил ГАЗу начать разработку полностью нового легкового автомобиля высшего класса.
Автозавод взял под козырек и приступил к выполнению «особо важного государственного задания». Поначалу конструкторы во главе с Н.А. Юшмановым хотели пройти простым путем: сделать новый кузов на шасси уже выпускавшейся «Чайки» ГАЗ-13. Этот вариант позволял сэкономить ресурсы, а также не отвлекать основные силы газовского конструкторско-экспериментального отдела от других партзаданий. Ведь одновременно с этим завод осваивал выпуск новых грузовиков и другого чиновничьего транспорта – ГАЗ-24 «Волга». Однако идея оказалась неудачной, прототип получился громоздким и некрасивым. Тогда руководство ГАЗа решило пойти более амбициозным и одновременно дорогостоящим путем – делать лимузин «с нуля». Был объявлен конкурс, который выиграл молодой горьковский дизайнер Станислав Волков. В результате вырисовался огромный шестиметровый лимузин с монументальной архитектурой кузова.
Конструкторы всячески отрицали копирование новой «Чайки» с импортных авто. Получилось, что машина чисто случайным образом оказалась похожа на американский «Шевроле Импала» образца 1971 года. В любом случае дизайнеры Горьковского автозавода всегда рисовали макеты новых моделей, вдохновляясь идеями именно американского автопрома. Последние «новинки», вроде «Волги Сайбер», — наглядное тому подтверждение.

НЕ ХУЖЕ ЗИЛа

Главным поставщиком автомобилей высшего класса в Советском Союзе был московский ЗИЛ. На таких машинах ездили генсеки, члены ЦК, министры и другие знатные товарищи. Горьковские ЗИМы и «Чайки» по уровню комфорта стояли ниже и полагались номенклатурщикам среднего звена: генералам, первым секретарям обкомов, замам министров и т.д. И вот в начале 70-х Горький впервые решил бросить вызов Москве, а именно — сделать лимузин не хуже зиловского.
Ходовая часть машины, получившей обозначение ГАЗ-14 «Чайка», была сделана настолько ювелирно, что могла обеспечить плавный ход на любой дороге. К примеру, поставленный на подлокотник полный стакан с водой не расплескивался даже на большой скорости и поворотах. В базовую комплектацию были включены устройства, часть из которых появились на серийных автомобилях только в начале XXI века. Помимо электрических стеклоподъемников и выдвижной антенны ставились кондиционер, центральный замок дверей, два отопителя салона (отдельно для передних и задних сидений!), инерционные ремни безопасности, несколько прикуривателей, системы обогрева боковых дверных и заднего стекол. Специально для «Чаек» рижский радиозавод VEF выпустил стереофоническую магнитолу с японскими деталями и кассетной приставкой. И это в то время, когда большинство отечественных автолюбителей еще не подозревали о том, что такое автомагнитола. В общей сложности электропакет ГАЗ-14 насчитывал 17 моторов различных электроприводов.
Для обивки сидений использовалась сверхтонкая итальянская кожа особой выделки бежевого либо темно-зеленого цвета. Это был поистине автомобиль будущего для 70-х годов!
Впрочем, несмотря на революционные технологии, сама сборка лимузинов на Горьковском автозаводе оставалась весьма кустарной. На кузовные детали вроде бы имелись штампы, однако сборка все равно требовала много ручного труда и большой аккуратности. К примеру, в процессе подгонки деталей кузов собирался, перебирался, разбирался и снова собирался несколько раз! После того как сборка доходила до финиша, для выравнивания поверхностей и удаления зазоров на кузов наносилась не традиционная шпаклевка, а слой олова, и все — вручную.
Покраска «Чаек» также была, как принято говорить, «тяжелым случаем». На машину наносилась специальная нитрокраска черного цвета «воронье крыло». При этом после нанесения каждого слоя автомобиль тщательно полировали. Всего могло быть до пятнадцати слоев краски! Понятно, что при таких технологиях себестоимость машины была запредельной. Но на слуг народа денег не жалели!
Ну и, понятное дело, лимузин оснащался автоматической коробкой передач и мощным V-образным восьмицилиндровым двигателем. Несмотря на вес в три тонны, автомобиль легко разгонялся до 175 км/ч. Правда «поедал» при этом больше 20 литров бензина на 100 км.

«ЧАЙКУ» ПОРОДИЛ БРЕЖНЕВ, А «УБИЛ» ГОРБАЧЕВ

Первые предсерийные образцы новой «Чайки» были готовы в 1971 году. Однако до массового производства дело дошло только через шесть лет! Тому было несколько объективных и субъективных причин. Во-первых, в экономике все больше сказывались застойные явления, автомобильная отрасль работала с перебоями. Большинство капитальных вложений поедал только что построенный советский «ФИАТ» — ВАЗ. Во-вторых, руководство завода имени Лихачева, опасаясь конкуренции, попыталось пропихнуть вместо ГАЗ-14 свой укороченный лимузин ЗИЛ-117. Тогда горьковчане пошли на хитрый шаг. А именно: зная о страсти вождя к автомобилям, взяли и подарили окрашенную в гламурный вишневый цвет «Чайку» Брежневу на день рождения 19 декабря 1976 года. Горьковский лимузин генсеку понравился, и на следующий год серийному производству был дан зеленый свет.
С весны 1977-го по 1988 год ГАЗ собрал 1114 машин. Однако излишняя шикарность автомобиля в итоге сыграла с ним злую шутку. Вскоре после начала перестройки новый генсек Михаил Горбачев в целях искоренения пережитков «застоя» объявил борьбу с привилегиями. Среди всего прочего чиновников было решено пересадить (кстати, далеко не в первый и не в последний раз!) с роскошных лимузинов на более скромные автомобили. По личному указанию Горбачева производство ГАЗ-14 было прекращено.
Этим немедленно воспользовались конкуренты. Руководство ЗИЛа имело мощное лобби в министерстве автомобильной промышленности, которое позаботилось, чтобы в Горьком не только прекратили выпуск «Чаек», но и уничтожили всю технологическую оснастку, рабочую документацию, сборочные линии, кузовные штампы и так далее. По некоторым данным, были пущены под пресс даже штампы для выпуска соответствующей сувенирной машинки!
Впрочем, и московские лимузины пережили своего конкурента всего на 10 лет, после чего тоже канули в Лету. Просто не выдержав конкуренции с «Мерседесами» и «БМВ». А вот чиновники, только уже не советские, а российские, как разъезжали на шикарных авто, так и продолжают разъезжать!
Виктор МАЛЬЦЕВ

Запись опубликована в рубрике История с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *