Дзержинск: уставный сюрприз Сопину

Состояние ЖКХ всегда было больной темой для Дзержинска. Не случайно, будучи кандидатом в мэры, Виктор Сопин обещал заняться в первую очередь «коммуналкой». До выполнения обещаний так и не дошло. За полтора года правления в системе ЖКХ г. Дзержинска бардака стало не меньше, а даже больше. То же самое с тарифами. Уходя, Виктор Портнов дал разрешение повысить тарифы на тепло на 5 процентов. Виктор Сопин, заступив на должность, первым делом увеличил их сразу на 15 процентов! Хотя в рамках выборных обещаний Сопин продекларировал, что при нем тарифы будут только снижаться.
Не выдерживает критики и организация мэром муниципального управления. В частности, удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления Дзержинска при Сопине снизилась почти в три раза.
Дороги города находятся в таком состоянии, что сегодня дзержинцы по этому поводу шутят: в городе дорог не осталось, есть только направления...

Клиент дошел до нужной кондиции

Крайне бездарная и непоследовательная кадровая политика Виктора Сопина привела к параличу муниципальной власти. Прежде всего, это почувствовали депутаты гордумы. В Дзержинске с декабря 2011 года практически не проходит ни одно решение администрации города. В том числе через городскую думу. Так, в марте 2012 года состоялись (или точнее, почти не состоялись!) три заседания городской думы Дзержинска. Сначала отсутствие кворума возникло по ходу заседания. Потом второе заседание даже не открылось из-за отсутствия кворума. А заседание от 27 марта прервалось после обсуждения и принятия первых двух вопросов повестки дня. Депутаты внесли изменения в городской бюджет на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, а после этого работа думы Дзержинска оказалась невозможной.
Понятно, что кому-то хочется во всем обвинить депутатов, представительную ветвь власти. Но реально это реакция на те или иные действия, а в чем-то бездействие администрации города Дзержинска. Так устроена власть, что генератором «неуправляемости», хаоса являются мэр Виктор Сопин и его администрация, а выходить из зала приходится депутатам. В чем-то принимая удар на себя.
Даже губернатор в одной из телепередач весьма красноречиво высказался о муниципальной власти города.
— У нас сейчас в районах работают глава местного самоуправления, избранный из депутатов, и прошедший конкурс глава администрации. Прекрасные результаты. Шаранга, Починки, Первомайск, Бор. Везде работает эта система, а вот в одном-единственном Дзержинске всенародно избранный мэр. И одни проблемы там. Что ни авария, и мы все туда бежим. Когда президент приезжал, мы все были там, чтобы навести порядок, убраться, и нам мэр ответил «спасибо». Там, по сути дела, губернаторское правление. Мы и дальше так себя будем вести, мы не должны бросить жителей на произвол судьбы только потому, что они избрали человека, мягко говоря, не соответствующего должности.
С нашей точки зрения, ситуация дозрела до того, что надо вносить изменения в Устав города Дзержинска…

Невыгодно было только Сопину

Есть ли выход из ситуации? Ряд политических экспертов считает, что есть. Напомним, что в конце 2009-го – начале 2010 года в Дзержинске тема изменений в Устав уже была основной. Как известно, тогда дзержинцы, согласно нынешнему официозу, отстояли прямые выборы мэра. Однако многие забыли, с чего начиналась дискуссия по «уставному вопросу». Насколько мы помним, первый вариант проекта изменений в Устав, который был опубликован в дзержинских средствах массовой информации, не предполагал отмены прямых выборов. Изначально подразумевалось, что глава местного самоуправления будет избираться всенародно, а глава администрации (сити-менеджер) отбираться на конкурсе и утверждаться городской думой. Но на публичные слушания неожиданно для собравшихся вынесли проект Устава, где прямых выборов главы города уже не было. Он, вроде как, избирался бы из числа депутатов городской думы своими коллегами. Не секрет, что это было сделано под давлением областных чиновников, которые диктовали условия муниципалитетам. Их логика была примерно такой: раз губернатора не избирает народ, то и глав МСУ не надо избирать населению.
Тогда был упущен шанс сформировать в Дзержинске такую схему власти, которая бы устроила всех. Население выступает за прямые выборы? Глава города избирается всенародно. Областное правительство за то, чтобы глава администрации (сити-менеджер) был встроен в вертикаль власти? Сити-менеджер проходит через конкурсную комиссию, где на две трети представители муниципалитета, а на одну треть представители области.
По нашей оценке, такая схема власти в городе не устраивала лишь тогдашнего депутата Законодательного собрания области от Дзержинска Виктора Сопина и ту группу влияния, которая за ним стояла. Просопинские силы понимали, что у главы города не было бы при этой схеме той полноты власти, ради чего стоило оплачивать дорогостоящую выборную кампанию их кандидата-аскета. На сити-менеджера Сопин бы через конкурс не прошел.
И когда стали продавливать проект Устава, по которому прямые выборы отменялись, у Виктора Сопина появились шансы. Тогда как у тех, кто вынужден был публично выступать за такие изменения в Устав и голосовать за них, шансы победить на всенародных выборах резко понижались. В том числе и поэтому Сопин стал «неожиданным мэром» Дзержинска.

Модель как раз для Дзержинска

Мы убеждены, что изменения в Устав, когда глава города избирается народом, а сити-менеджер проходит конкурс и голосование гордумы, оптимальны для такого города, как Дзержинск. Эта схема отсеивает всех «недополитиков» и «недоэкономистов». В Дзержинске наконец-то установится нормальная власть. Не будет тех потрясений, которые уже всех «достали»: началось при «первом, раннем» Сопине — заканчивается при «втором, позднем» Сопине.
Чрезвычайно важно, чтобы область поняла, что Дзержинск – это не среднестатистический район с 10 тысячами населения, где люди могут договориться в земском собрании, потому что там все всех знают. В Дзержинске масса различных групповых интересов. И тут гордума может решить самые различные проблемы, но не по главе города.

Время для правильных изменений в Устав

Когда сейчас говорят об изменениях в Устав, то имеют в виду как раз отказ от прямых выборов главы города. Мы уверены, что сейчас это сделать практически невозможно. Есть внутренние и внешние факторы, которые отнюдь не способствуют отходу от всенародного избрания градоначальника. Дзержинцы, как в 2010 году, так и сейчас, на 80% за прямые выборы. Соответствующие изменения в Устав города через нынешнюю гордуму не пройдут. Как это было и с предыдущей думой. Плюс к этому в России сейчас явный тренд к возврату прямых выборов губернаторов, членов Совета Федерации («сенаторов») и уж тем более муниципальных властей. Прямые выборы – это базис реального местного самоуправления.
Та политическая сила, которая сегодня выступит за отмену прямых выборов главы города, обречена на политическое поражение. Зато это станет «глотком свежего воздуха» для мэра Дзержинска Сопина. Он выиграл в 2010 году выборы не на экономических вопросах, а на политических. По сути, на политиканстве. Сейчас у Виктора Сопина опять появится возможность уйти от насущных экономических проблем и сконцентрироваться на политическом популизме и махровом политиканстве. Мы получим заморачивание мозгов дзержинцев борьбой городничего с «противниками народовластия».
Сейчас надо возвращаться к той схеме изменений в Устав, которые предполагались изначально. Глава города избирается всенародно. Эта фигура определяет лицо города. Градоначальник становится не городничим а-ля Сквозник-Дмухановский (мэр, который действует по принципу «Что хочу, то и «ворочу»), а политическим лидером, который консолидирует депутатов, общественность, структурирует и развивает гражданское общество. Возможно, определяет стратегию развития Дзержинска. Где она сейчас? Кто знает, куда и как должен развиваться город?
Глава города через гордуму контролирует сити-менеджера. А отобранный на конкурсе сити-менеджер – это оперативный управляющий, хозяйственник, который является грамотным тактиком.
Дзержинск в 2010 году получил мэра Сопина, который когда-то был политиком и который никогда не был хозяйственником. «Перелет» в первой ипостаси и «недолет» во второй, полуполитик и полухозяйственник. А вот мэр по сумме качеств он, оказывается, хороший. Но это же бред!

Сюрпризы от «доброго дедушки»

Мы уже говорили о том, что «управляемый хаос» генерирует администрация, а демарши, сопровождаемые гвалтом подконтрольных исполнительной власти СМИ, приходится совершать депутатам городской думы.
Часть населения по незнанию считает мэра Виктора Сопина «добрым дедушкой», «Дедом Морозом», который хоть и ничего не делает, но и не ворует. Давайте, не наклеивая ярлыки, рассмотрим ряд примеров, которые разрушат некоторые стереотипы.
Известно, что при «раннем Сопине» (первая половина 90-х годов) в администрации города Дзержинска работала главный бухгалтер, которую при следующем «всенародно избранном Царе», с говорящим именем Александр Романов, «посадили». Сейчас якобы пару-тройку раз была такая примерно ситуация: Сопин подписал распоряжение, и вот он на пару-другую часов покидает территорию Дзержинска, письменно оформляя исполнение обязанностей на зама по социальным вопросам Нестерову, а та подписывает новое распоряжение, отменяющее старое распоряжение Сопина.
Возникает ряд вопросов. Нестерову, как главбуха из 90-х, ждет «сюрприз от Деда Мороза» через некоторое время? Почему Сопин не может поработать с документами в дороге? Не уход ли это от ответственности, как черта характера Сопина, когда «концепция» изменилась, или в отношениях с кем-то произошли изменения? Мол, я-то здесь при чем? Это Нестерова.
Или другая ситуация. Тихомирова из КУМИ хотят перевести в замы главы администрации по жилищно-коммунальному хозяйству. Те, кто смыслит в управлении, резонно спросят: какая связь между имущественным комплексом и ЖКХ? У нас есть данные, что именно Тихомиров курировал печально известный договор горадминистрации Дзержинска с «Дзержинским водоканалом». Видимо, теперь он будет работать с «ДВК», как говорится, «в поле» в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Ходят слухи, что нужно было подписать какой-то договор на выполнение «свежих работ», которые реально были выполнены ранее на сумму 100 миллионов рублей. Вдруг на выполнение этих праведных трудов в поте лица и перемещают Тихомирова. Из кабинетной тиши на работу с канализацией и паром. По принципу: сказал «А», говори и «Б».
Жители Дзержинска, похоже, скоро огребут от «доброго дедушки» Сопина повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги – с 1 июля. Сейчас у Виктора Сопина идут переговоры с «партией ЖКХ», которую еще вчера он гневно клеймил через «ручные» СМИ. Какова будет цена вопроса этой дружбы Сопина с «партией ЖКХ» — 100, 150 или 300 миллионов рублей? Это политические сепаратные соглашения «Деда Мороза» за счет всех жителей города? Вот уж вчерашние недруги на тарифном банкете, оплаченном народом, удушат друг друга в объятиях!
Короче, добра дзержинцам «отвесят» немерено. Только цистерны подставляйте. Поэтому мы и говорим читателям: не надо ждать сюрпризов от Сопина, как милостей от природы. Ему надо преподнести сюрприз в виде изменений в Устав.
Михаил УВАРОВ

Запись опубликована в рубрике Страсти по власти. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Дзержинск: уставный сюрприз Сопину

  1. Страж говорит:

    Эх, ты, автор статейки! Ума нема — считай калека! Кого защищаешь? Депутатов? Большая часть из них должна не в Думе сидеть, а в другом месте. Им «дедушка» конечно не нужен, им нужен свой король. В Дзержинске ведь еще есть над чем порезвиться, не успели еще всю городскую собственность к рукам прибрать.

  2. Советник говорит:

    Не мытьем — так катаньем. Не надо дзержинцев считать за лохов. Не получилось в 2010, не получится и в 2012. Как всегда ЛС натягивает фактуру. Возврата Портнова желаете?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *