«Прилепи червонец»

С 1 января 2012 года вступил в силу новый закон о работе такси. Отныне все автомобили, работающие в таком статусе, должны иметь специальные цветографические схемы, а их водители – лицензии на перевозку пассажиров. Для нарушителей установлены крупные штрафы. Власти надеются такими мерами избавиться от пресловутых «бомбил» и навести порядок в сфере таксомоторных
перевозок. Однако в эпоху застоя, когда весь пассажирский транспорт был государственным, аналогичных проблем, оказывается, тоже хватало…

«МОЕ ДЕЛО – ПАССАЖИРОВ ВОЗИТЬ»
В последние годы стало модно критиковать работу коммерческих автобусов. Дескать, предприниматели в погоне за прибылью выпускают на линии неисправные автобусы, а водители, оставленные «без должного контроля», постоянно гоняют и нарушают правила, рискуют жизнями пассажиров. Однако в советские времена, когда никаких частных маршруток не было и в помине, пассажирский транспорт работал как раз из ряда вон плохо.
Так, патрульная группа сотрудников ГАИ, прибывшая на конечную остановку автобусного маршрута № 7, обнаружила там пару, так сказать, не совсем исправных «Икарусов». В ходе осмотра выяснилось, что у одного из них не закрывается створка двери и выломаны две форточки. И это в середине зимы! В «салоне» инспекторы обнаружили поломанные и посыпанные снегом сиденья и сломанные поручни.
Пораженный увиденным корреспондент газеты, сопровождавший гаишников, впоследствии писал: «Водитель В.И. Романов собирается отправляться в очередной рейс. Его ничуть не смущает, что в автобусе разбито лобовое стекло, нет одного щеткодержателя, не горят стоп-сигналы, а в салоне такая грязь, как будто здесь никогда не подметали.
— Пусть у начальника колонны и механика головы за это болят, — говорит водитель. – Мое дело – пассажиров
возить…
Примерно такое же настроение и у шофера «Икаруса» В.П. Вершинина, тоже работающего на «семерке». Выслушав замечания госавтоинспектора, он безнадежно машет рукой:
— Я уже забыл, когда последний раз машина ТО проходила… Выезжаю в рейс и не знаю, доработаю до конца смены или нет».
Впрочем, битые стекла и неисправности – это еще полбеды. В своих письмах в газеты горьковчане нередко рассказывали о том, как водители автобусов не останавливались на положенных остановках, трогались с рывками, а потом резко тормозили, а также грубили и хамили пассажирам.
«ГАРАНТИРУЮ ОТЛИЧНОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ…»
Те горьковчане, в кармане у которых водились лишние деньжата, могли позволить себе иногда прокатиться на такси. Взять таковое люди могли, заказав его по телефону, придя на специальную стоянку, а также просто «поймав» на улице. О том, свободна машина или нет, сигнализировал включенный либо выключенный зеленый огонек за лобовым стеклом.
Однако и этот сервис не был, мягко говоря, лишен недостатков. Граждане постоянно жаловались на плохое обслуживание, хамство и незаконные поборы со стороны водителей. Так, учительница С. Игорева писала в газету, что в один из праздничных дней на стоянке такси в Центре Сормова таксисты устроили кольцевые гонки между собой, демонстрируя мастерство вождения в узких условиях, не обращая внимания на скопившихся пассажиров. В порядке вещей были и факты, когда «Волги» с шашечками пролетали мимо голосующих у обочины клиентов, спеша то ли по своим делам, то ли к более выгодным пассажирам.
Государственное такси работало по утвержденным тарифам, согласно которым стоимость проезда рассчитывалась установленным в машине счетчиком. Однако в отсутствие конкуренции горьковские таксисты зачастую сами устанавливали «таксу» и попросту отказывались выполнять «невыгодные» с их точки зрения заказы. Если на счетчике набегало, скажем, 75 копеек или 2,5 рубля, водители округляли сумму до рубля и трешницы соответственно. А когда некоторые смелые граждане проявляли решительность и требовали сдачу, изворотливые «извозчики» тут же ссылались на отсутствие мелочи.
Особенно беспредельничали «водилы» по ночам. Выйдя, к примеру, с ночного поезда на Московском вокзале, горьковчане могли лицезреть целую стоянку желтых ГАЗ-24. Однако просто сесть и поехать в нужный пункт назначения клиенты не могли. Таксисты по своему усмотрению назначали «тарифы»: до Дворца спорта – 3 рубля, на Автозавод – «пятерка». Несогласным же предлагали «ждать до утра автобуса».
Еще одним хлебным местом были междугородние перевозки. Машин в конце 70-х годов было мало, частный извоз еще только входил в моду, посему с пассажиров не стесняясь драли десять шкур. Точнее – десять рублей там, где по тарифу было четыре-пять.
В январе 1977 года корреспонденты «Горьковского рабочего» даже провели свое журналистское расследование и опубликовали ряд разоблачительных материалов. В одном из них,под названием «Прилепи червонец», рассказывалось о том, как обдирают пассажиров на стоянке такси на площади Лядова: «На ветровом стекле машины № 87-61 (пассажирское объединение № 2) – знак «Гарантирую отличное обслуживание». Водитель В.А. Козлов встречает каждого пассажира вопросом: «В Арзамас? По пять рублей. На счетчик не обращайте внимания, у нас свои расчеты». Трое согласились на эти условия безоговорочно. Четвертого пассажира пришлось ждать довольно долго. Попробовали торговаться с водителем какая-то женщина, инвалид на костылях – Козлов не уступал ни копейки. И только после вмешательства контролера он вынужден был выехать по указанному маршруту с тремя пассажирами. В пункте назначения счетчик показал 11 руб. 20 коп.».
«ЛЕВЫЕ РЕЙСЫ»
Вообще советская плановая экономика представляла собой удивительный пример тотального государственного регулирования, внутри которого продолжали действовать рыночные механизмы. Никакой план и контроль не могли заставить людей отказаться от желания подзаработать и подкалымить. Именно этой проблеме была посвящена статья «Левые рейсы» в «Горьковском рабочем». «Минут двадцать с хвостиком стоим мы на улице Родионова, у консервного завода, ждем «сервисного» маршрутного такси, — писали корреспонденты. – А машины все нет и нет. Уже порядком иззяблись.
— Не замерзнуть ли вы здесь решили? – спросила сердобольная бабушка, проходившая мимо нас.
Так и так, отвечаем, ждем маршрутное такси.
Однако ждали, как оказалось, напрасно.
— И-и, милые, — участливо проговорила она, — пока не развезут от Печерской церкви молящихся, не дождетесь такси. Идите-ка лучше к церкви. Оттуда куда угодно, хоть на Лысую гору уедете…»
Оказалось, что в первой половине дня водители
пазиков, которые должны были работать на маршруте Т-2 (областная больница им. Семашко – Московский вокзал), калымили на более доходной «линии» — развозили верующих после молебна.
Тогда журналисты отправились к указанному храму, где и увидели неслыханное автобусное изобилие: «Паперть. Она еще пустынна. Но один за другим к ней подкатывают автобусы.
— Право держи! Прижму! – приглушенно покрикивают водители друг на друга: здесь сигналить нельзя… Ровно в 12 часов открылись двери храма, и в тот же миг гостеприимно распахнули двери «сервисные» автобусы».
Выяснилось, что у Печерской церкви имелся даже временный диспетчерский пункт в лице некой «тети Нюры», которая устанавливала интервал отправления маршруток и «благословляла» их на очередной рейс. Решив прокатиться на одном из таких автобусов, следующем до Московского вокзала, корреспонденты с удивлением обнаружили, что вместо обозначенного надписями тарифа в 10 копеек водители установили здесь собственную цену в «два гривенника», то есть вдвое дороже положенного государством. В ходе дальнейшего расследования стало известно, что все пазики работали на маршруте нелегально. В частности, на диспетчерском пункте у больницы им. Семашко автобусы, замеченные и переписанные у Печерской церкви, в журнале были отмечены как работающие под номером Т-2. Стояло даже время отправления каждого в рейс. «Позволительно спросить руководителей второго производственного объединения пассажирского автотранспорта: когда они, наконец, наведут порядок на линиях? — писала газета. – До каких пор они будут смотреть сквозь пальцы на то, как отдельные водители маршрутных такси превращают автобусы в личный транспорт, в средство наживы?»

Виктор МАЛЬЦЕВ

Запись опубликована в рубрике История с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *